Азы православия для детей: крещение и миропомазание. О таинствах

С Крещением у меня всегда были проблемы. Другие православные таинства как-то интуитивно понятны, что ли… Во всяком случае, легко можно сказать, зачем они и что меняют в человеке. Соборование - в болезни тела, исповедь - в болезни души: и то, и другое направлено на исцеление. Венчание, рукоположение в священный сан - здесь тоже всё ясно. Евхаристия - без неё вообще нет ни Церкви, ни христиан. Но что же происходит с человеком при Крещении, а затем Миропомазании?

Ответ старого катехизиса - «смывается первородный грех» - можно предъявить разве что человеку, который искал «ответа из книжки». Вроде всё правильно, но не видно, как работает. Если с меня смыт первородный грех, значит, я становлюсь как Адам до грехопадения - безгрешным и бессмертным? Тогда почему же продолжаю тянуться к старым грехам и вторую неделю не могу справиться с насморком?

Ответ нового катехизиса - «человек таинственно рождается в жизнь духовную» - ещё более расплывчат. «Новое рождение»: мы в него верим, но ощутить не можем. И в который раз вынуждены «просто верить», а если нас об этом спрашивают - «просто объяснить» правильными словами. Ну, хоть так.

Но давайте вспомним, что все смыслы своей внутренней, духовной жизни Церковь всегда выражала в богослужении. Известен принцип «Lex orandi est lex credendi» - «Закон молитвы есть закон веры». Вера Церкви выражена в её молитвах, песнопениях, обрядах, и если добросовестно, трепетно, внимательно и честно всмотреться в богослужебное последование, оно раскроется перед нами. (При условии, что мы не будем производить над ним насилие и станем лишь извлекать смыслы, а не вкладывать свои, привычные.)

Но прежде чем мы попробуем применить этот подход к последованию Крещения, следует сделать несколько важных предварительных замечаний.

О магии

Некогда в богословии таинств восторжествовал языческий по происхождению магический подход, от которого, слава Богу, начиная с середины ХХ века, Церковь постепенно и очень медленно освобождается. К таинству (любому) относились исключительно как к средству личного освящения, возможности получить невидимую благодать при правильно совершённых видимых действиях. Так постепенно христианское цельное понимание таинств стало магическим: нужен жрец (законно рукоположенный священник), который совершит обязательные обрядовые действия, произнесёт правильные слова, и мы будем вправе ожидать (от Бога!) адекватного результата.

Разумеется, такое потребительское отношение и концентрация на «моменте» и «действенности» бывают близки и понятны далёкому от Церкви человеку, но при этом сильно затуманивают христианское понимание таинств. Кроме того, если в богослужебном последовании выделяются слова и действия «более важные», значит, все остальные оказываются «менее важными», второстепенными, ненужными, постепенно теряют смысл и рано или поздно подлежат сокращению.

Мы говорим об этом именно сейчас, потому что Крещение и Миропомазание больше других пострадали от такого подхода, превратившись в «забытые таинства». Вероятно, поспособствовало этому и распространённое мнение, что некрещёный человек после смерти отправляется прямиком в ад. Таким образом, таинство Крещения этим в значительной степени невротизировалось*. Слова крещальной формулы стали настолько важными, что их знают все, в то время как, к примеру, освящение воды в крещальной купели зачастую даже опускается - ввиду того, что смысл и связь его с Крещением утрачена.

* Мы не можем здесь подробно исследовать вопрос о загробной участи некрещёных (как младенцев, так и взрослых), однако Церковь всегда воздерживалась от радикальных суждений на этот счёт.

Подлинно церковный, не магический подход к пониманию таинств заключается в том, чтобы не отделять их «действенности» от содержания и формы совершения: в тексте последования всё важно, потому что являет нечто о Боге, мире и человеке.

О подлинных смыслах

Все обряды, сопровождающие вступление христианина в Церковь, наполнены глубоким смыслом и передают определённый взгляд на мир, человека, его состояние и место в этом мире.

Человек - царь, священник и пророк всего творения, стоящий на границе двух миров - материального и духовного, имеющий в себе и дух, и плоть, поставленный Богом, чтобы управлять миром, заботиться о нём, приводить его к Богу, обоживать. Телом человек соприроден миру: животным, растениям, материи вообще. Духом человек подобен Богу, по образу Которого создан.

Однако сейчас человек - это падший царь, отринувший своё царство, избравший заботу о себе и отгородившийся от Бога, разрушивший гармонию в мире и в себе самом, превратившийся в одинокого изгнанника, пленника, раба, подверженного болезням, метаниям и смерти.

Христос - подлинный Бог и подлинный человек, в Себе Самом эту гармонию восстановил. Он - Царь, Пророк и Священник. Он даёт возможность и человечеству исцелиться, обратиться, восстановиться, воскреснуть. Вернуть себе царственное достоинство и искоренить в себе источник смерти, приобщившись к вечной жизни, но только через Себя, через участие в Его, Христа, смерти и воскресении: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 3–4).

Поэтому существует глубокая взаимосвязь между Крещением и Пасхой. И то, и другое - переход из смерти в жизнь. И то, и другое - о воскресении из мёртвых. Крещение - это пасхальное торжество. Пасха - ещё и радость о Крещении. Неслучайно первые организованные крещения совершались именно перед Пасхой, и Великий пост возник сначала как знак солидарности с готовящимися ко Крещению, постящимися в те дни. Пасхальное богослужение сохранило много признаков этой связи: и пение «Елицы во Христа крестистеся…», и длительное чтение паремий в Великую субботу, и даже сам пасхальный крестный ход возник как шествие новопросвещённых из баптистерия в храм!

Итак, высшая цель Крещения, по словам протопресвитера Александра Шмемана, - «восстановление истинной жизни, утраченной грешным человеком». При этом самоочевидно, что необходимым условием такой жизни будет отказ от греха со стороны самого человека, то есть покаяние. Без него восстановленная жизнь снова разрушится.

Другое восприятие Крещения - заключение нового завета, договора с Богом, получение «гражданства» и даже «сыновства» в Божием царстве, приобретение и прав, и обязанностей «небесного гражданина». Такое восприятие находим у апостола Петра: Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел <…> некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы (1 Пет. 2, 9–10).

Это «гражданство» является вечным. Заключив завет с человеком, «усыновив» его, Бог не меняет Своего решения и не отступает от условий договора: крещёный навсегда останется сыном Божиим. И как бы далеко он ни уходил, Бог всегда будет ожидать его покаяния и возвращения. Поэтому Крещение - таинство неповторяемое; нельзя человека «перекрещивать» или «раскрестить», нельзя сделать его крещение «небывшим».

Но задача обожения мира по-прежнему возлагается на человека. И для этого ему ниспосылается Дух Святой в таинстве Миропомазания. Миропомазание - это дар Пятидесятницы. Апостолы получили его в виде огненных языков и передавали дальше всем крещёным через возложение рук, о чём находим много упоминаний в книге Деяний апостольских. Впоследствии эту функцию взяли на себя предстоятели местных церковных общин - епископы. А когда крещаемых стало так много, что у восточных епископов «не хватало рук» для возложения на каждого, вернулись к известной ещё с Ветхого Завета форме передачи благодати - через помазание или возливание масла. Теперь предстоятель каждой Поместной Церкви в Великий Четверг освящает особый благовонный состав - миро, часть которого получает каждый епископ его Церкви, а от него - каждый священник для помазания каждого крещаемого.

Кто может совершать крещение?

Есть древний и понятный канонический принцип: дать можно только то, что у тебя есть. Соответственно, и сделать человека христианином может только другой христианин. А значит, крестить может лишь тот, кто сам крещён.

В то же время вступление в Церковь расценивается ею (Церковью) не как личное дело человека, а как дело всей Церкви, поэтому у древних христиан крещения были массовыми и совершались централизованно всего несколько раз в году при участии всех членов общины - от епископа до мирянина. В наши дни Крещение стало частным мероприятием, которое совершается священником (как представителем церковной общины, членом которой становится крещаемый) в присутствии родителей, восприемников и гостей.

Однако в особых случаях, когда некрещёный младенец или взрослый близок к смерти, а позвать священника нет никакой возможности, любой христианин может преподать Крещение во имя Пресвятой Троицы, воспользовавшись любой водой, и новопросвещённый отойдёт в Вечность уже христианином. Если же опасность минует, и наш младенец или взрослый останется жив, то его вступление в Церковь надо завершить таинством Миропомазания, которое может совершить только священник или епископ*.

* Эта разница между Крещением и Миропомазанием видна в 8-й главе книги Деяний апостольских, в особенности Деян. 8, 14–17, когда к самарянам, принявшим Крещение от апостола и диакона Филиппа, приходят апостолы Пётр и Иоанн и возлагают на них руки, чтобы те приняли Духа Святого.

Оглашение

Крещению предшествует оглашение. Буквально оглашение - это катехизация, научение основам веры. В древности процесс это был небыстрый; существовали особые огласительные школы или училища, куда поступали желающие принять христианство, и где в течение некоторого времени (два года, например) они постигали истины веры, чтобы затем осознанно принять Крещение. Таким образом, чин оглашения совершался задолго до Крещения.

Когда христианство стало дозволенным и широко распространилось, постепенно возобладала практика крестить младенцев, не дожидаясь их вхождения в сознательный возраст. Ведь если родители ребёнка христиане и будут воспитывать его как христианина, то через родителей он уже определённым образом принадлежит Церкви. А значит, незачем лишать его дара той новой жизни, которой уже живут его отец и мать. Ведь знать о воде и пить воду - разные вещи. И известный нам чин воцерковления или введения во храм (который теперь совершается после Крещения) изначально представлял из себя введение в церковную общину и представление ей ещё некрещёного человека.

Поскольку Церкви издревле были известны обе крещальные практики - и взрослых, и младенцев, в современном богослужебном чине мы видим, как причудливо переплелись особенности обеих.

Если Крещение происходит в храме, то оглашаемый сначала стоит в притворе распоясанный, в одной рубашке и босой (если младенец - то его, соответственно, в одном бодике и босого держат на руках). Таким образом, внешний вид его выражает внутреннее состояние падшего, разбитого естества, порабощённого злом (ибо, по словам Златоуста, «пленники ходят раздетыми и разутыми»). Священник дует на него трижды, возлагает на него руку и произносит молитву, в которой, в частности, просит записать оглашаемого в книгу жизни, присоединить его к сообществу наследников Христовых, и чтобы в нём прославлялось имя Божие.

В древности этого было достаточно для зачисления в огласительную школу и следующие молитвословия и действия совершались уже непосредственно перед Крещением.

А далее звучат три очень необычных текста, которые даже нельзя назвать молитвами, потому что они обращены к дьяволу и называются «запрещениями» или экзорцизмами. Да-да, священник обращается к дьяволу. Напоминает ему, как Христос победил его и разрушил его царство. И прогоняет диавола, много раз именем Христовым повелевая ему: «Выйди и отступи от новозапечатанного именем Господа нашего Иисуса Христа».

Выходит, материя не бывает нейтральной, и то, в чём не живёт Бог, становится обиталищем дьявола. Эти запрещения особенно актуально звучат в наши дни, когда представления о том, что тьма - это отсутствие света, а холод - отсутствие тепла, пытаются подвести нас к мысли, что и зло - это просто отсутствие добра. Но христианство всё время напоминает нам, что в области нравственности работает не физика. Что зло есть активное, более того, личностное начало, и что у этого «мирового трансцендентально-персонального онтологически ипостазированного тоталитарного зла» есть вполне определённое имя, по которому и обращается к нему священник. И первое, что нужно сделать для восстановления человека, - убрать внешний разрушающий фактор, изгнать дьявола, освободить от его власти.

Теперь наступает время для свободного выбора и действия самого крещаемого. Священник обращает его на запад, раздетого и с поднятыми руками, и трижды спрашивает: «Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?». Оглашаемый (или восприемник за него) трижды отвечает: «Отрекаюсь». Трижды спрашивает священник: «Отрёкся ли ты от сатаны?». «Я отрёкся», - следует ответ. «И дунь, и плюнь на него!»

Для христиан, живших в Александрии, Антиохии, Риме, Афинах, Константинополе, то есть вообще для христианского мира восток ассоциировался с царством Бога и жизни: на востоке встаёт солнце и прогоняет ночную тьму. Иерусалим также находился к востоку от всех тогдашних христианских стран, славного пришествия Христова также ожидали с восточной стороны, и Сам Христос именуется «Востоком с высоты». Оттого сложился обычай при молитве обращаться к востоку и храмы строить таким образом, чтобы молящиеся в них располагались лицом на восток. Соответственно, запад воспринимался как царство дьявола, как тот Мордор*, в котором гаснет и умирает солнце, и на земле воцаряется тьма. Вот почему, обращаясь к дьяволу, крещаемый поворачивается лицом к западу.

* Интересно, что в трилогии Толкина смысловая нагрузка сторон света обратная, и там царство зла находится на востоке.

В современном мире поднятые руки - знак «сдаюсь!». В древности было наоборот: опущенные руки - знак смирения и покорности, поднятые - знак борьбы, активного противодействия (ср. выражение «поднять руку на кого-либо»). Многократное отречение от сатаны, поднятие рук, символический плевок - это не что иное, как объявление войны. «В то самое мгновение, когда мы примем решение идти за Христом, мы неминуемо встретим на этом пути сатану», - писал протопресвитер Александр Шмеман в книге «Водою и духом». Наш путь в этой войне может быть разным: мы можем отвоёвывать у сатаны себя, мир и других людей; можем получать ранения, даже попадать в плен, использовать различные средства ведения боя, но уклониться от войны не можем - этого отречения и плевка диавол нам не забудет.

Далее крещаемый снова обращается к востоку, опускает руки, и священник также по трижды спрашивает его: «Сочетаешься ли со Христом?», «Сочетался ли со Христом?», «И веруешь ли Ему?». И крещаемый трижды читает Символ веры.

Произнесение Символа - очень необычное действие. Это не экзамен в огласительной школе, и не рассказ о том, во что и в Кого верит крещаемый. Подлинный смысл чтения крещального Символа раскрывается, если учесть, что человек перед этим проходил достаточно длинную катехизацию, подготовку ко Крещению. В ходе этой подготовки ему, внешнему, передавали («traditio symboli») содержание веры Христовой, церковного вероучения, а он воспринимал, приобретал эту веру. И теперь впервые сам исповедует эту веру как свою, перестаёт быть внешним, становится членом Церкви и носителем этой веры. Перестаёт быть «приёмником» и становится «передатчиком». Это называется «redditio symboli» - «возвращение символа».

Чин, происходящий в притворе, завершается поклонением «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной», и начинается Крещение.

Крещение

…Старые сказки что-то знают. Что для того, например, чтобы воскресить доброго молодца, нужна вода. А ещё они знают, что доброго молодца, в битве изрубленного на мелкие кусочки, не оживляют с бухты-барахты. Сначала его кропят мёртвой водой, чтобы тело срослось, было воссоздано. А затем уже живая вода воскресит это тело.

Как ни странно, именно так всё и происходит при Крещении…

Диакон Святослав Сёмак

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

1. Таинство Крещения. «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую».

Крещение – есть дверь в Церковь, дающая доступ к участию в других таинствах. Таинство крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна.

Вещество таинства крещения – вода, чистая, не смешанная с другим веществом.

Способ совершения таинства – троекратное погружение крещаемого в воду.

Совершительная формула крещения : «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца (1-е погружение). Аминь. И Сына (2-е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3-е погружение). Аминь».

Внутреннее действие таинства – очищение от всякой духовной скверны; прощение грехов, как личных, так и первородного; спасение от вечного наказания; со-умирание со Христом для греха и со-воскресение с Ним для обновленной жизни.

Условие принятия крещения – покаяние и вера: Младенцы , в соответствии с традицией древней Церкви, принимают крещение по вере родителей и восприемников. Таинство крещения совершается только один раз в жизни человека. Таинство крещения не имеет обратной силы .

Крещение – единственное из церковных таинств, которое может совершить не только епископ или священник, но, в случае крайней нужды (например, при угрозе смерти), и любой мирянин, как мужского, так и женского пола. Для этого необходимо совершить троекратное погружение (обливание) крещаемого с произнесением совершительных слов.

По верованию Православной Церкви, в исключительных случаях крещение может быть заменено иным, чрезвычайным крещением – крещением кровью , когда какое-либо лицо, уже уверовавшее во Христа, но еще не успевшее принять таинство крещения, подвергается гонениям за веру и умирает за веру Христову.

2. Таинство Миропомазания. «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

Вещество таинства – святое миро – жидкое благовонное вещество весьма сложного состава. Обычно при изготовлении мира используется от 40 до 60 различных ингредиентов. Миро варится по особому чину и затем освящается, как правило, высшим священноначалием. При этом в новоосвященное миро добавляется небольшое количество древнего мира, хранящегося в специальном сосуде на престоле, а в древнее добавляется немного нового.



Внутреннее действие таинства миропомазания : мы «чрез помазание святым миром делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати...

Способ совершения таинства – крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании на крестившихся Святого Духа.

Совершительная формула таинства миропомазания : «Печать дара Духа Святаго. Аминь»; этими словами сопровождается каждое помазание.

Помазание каждой из частей тела имеет определенное символическое значение .

а) чело – «освящение ума»;

б) перси (груди) – «освящение сердца и желаний»;

в) очи, уши, уста – «освящение чувств»;

г) руки, ноги – «освящение дел и всего поведения христианина».

Таинство миропомазания совершается однократно; повторное совершение этого таинства возможно только в том случае, если миропомазанный отрекся от Христа, а затем раскаялся и вновь обратился к Православной Церкви.

Таинство Евхаристии

1. Евхаристия как таинство. Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере. Евхаристия – есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа.

Вещество таинства – хлеб и вино. С древнейших времен в вино добавляется также некоторое количество воды. В самой литургии особое место занимает Евхаристический канон (анафора), а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, т.е. на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

2. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии. В православном догматическом учении о таинстве Евхаристии центральное понятие – «пресуществление » (греч. μετουσίωσις; лат. transsubstantiatio).



Понятие «пресуществление» – лишь указание на результат таинства, но не объяснение самого его «механизма». Согласно Геннадию Схоларию (15в.), пресуществление – величайшее чудо, состоящее в моментальном преложении одной сущности в другую при сохранении свойств (συμβεβηκότα) неизменными. В таинстве Тело присутствует без соответствующих ему свойств, а свойства хлеба – без соответствующей им сущности.

Крещение естьТаинство , в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. Крещение становится для нас новым рождением водою и Святым Духом для Царства Божьего. Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным – духовным – бытием (ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни), хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывающий духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели. Крещение – как начало действия в человеке Святого Духа – совершается ради освобождения от первородного греха и от личных грехов. По слову преподобного Симеона Нового Богослова, «в Крещении мы получаем отпущение прегрешений, освобождаемся от прародительской клятвы и освящаемся наитием Святого Духа».

К рещение началось следующим образом. На Иордане Пророк и Предтеча Спасов Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деян. 19, 4). Затем Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по Воскресении Своем Он дал Апостолам торжественное повеление: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

М ладенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст.

П ри совершении таинства Крещения крестные родители с крещаемым младенцем на руках и со свечами становятся у купели. Они читают Символ Веры, отрекаются от диавола и всех дел его и обещают выполнять заповеди Божии. Потом священник освящает воду и 3 раза окунает в нее младенца, говоря: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, И Святого Духа, Аминь».

В месте с крещением совершается Таинство Миропомазания. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Миропомазание есть «исполнение» Крещения – как его восполнение и как его реализация. Принять Дар Святого Духа, воспринять совершенное призвание члена Церкви Христовой может тот человек, истинная природа которого уже восстановлена во Христе: именно поэтому Крещение и предшествует Миропомазанию. Миропомазание – это, с одной стороны, дар Духа Святаго, вселение Духа Святаго лично в человека, а с другой – духовные благодатные дары, подающиеся нам как некая духовная пища. Любому младенцу для его физического роста необходима материальная пища. Для духовного же роста «новорожденного» христианина, возрожденного в крещальной купели человека, нужна духовная пища, действие благодати Божией: нас с вами насыщающей, вскармливающей, помогающей духовному росту. Миропомазание дает дар понимания Истины Христовой. Сам вселяющийся в нас Дух Святой учит нас понимать Писание, понимать церковное учение, понимать то, что происходит в Таинствах; Сам Дух научает нас всему, потому что Дух Святой живет в нас и дает нам новый разум, новый душевный мир, новую молитву, новый образ постижения путей Спасения. Окрещенному младенцу священник помазывает крестообразно святым миром лоб, глаза, уши, рот, ноздри, грудь, руки и ноги, каждый раз говоря: «Печать Духа Святого, Аминь». После крещения и миропомазания, младенца обносят 3 раза вокруг купели, что означает, что новый член Церкви навсегда с ней соединился.

П риходится слышать иногда от некоторых сомнение относительно Таинства Крещения - следует ли совершать его над бессознательными младенцами, которые не могут иметь ни веры, ни покаяния. Для действия благодати Божьей на человеческую душу нет преграды: Только один грех может мешать действию благодати на человеческую душу, но у ребёнка с этой стороны меньше существует затруднений, нежели у взрослых.

Б ольшую часть наших впечатлений мы воспринимаем, не сознавая их, потому, что заметить всё, что влияет на нашу душу, нет возможности. И лежат эти неосознанные нами впечатления до поры до времени в душе нашей без движения, а затем всплывают и входят в область нашего сознания, и мы их тогда замечаем, а потом снова уходят в глубину души нашей, и мы их тогда забываем.

Т ак и душа младенца - она собирает впечатления и бережёт их в себе, хотя и не сознаёт до поры до времени, но, несомненно, все эти впечатления не проходят бесследно и бесплодно.

В спомним, затем, пример Самого Иисуса Христа. Когда апостолы не допускали к нему младенцев. Он вознегодовал на них и сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14) При этом он обнимал детей, возлагая на них руки, и благословлял их. Сознавали ли это дети, для чего Иисус Христос возлагает на них руки, для чего благословляет их? Едва ли; но Иисус Христос всё-таки делал это, очевидно потому, что это возложение рук на детей сообщало детям благодатную силу. В этом примере Спасителя заключается оправдание нашего крещения младенцев, нашего миропомазания и причащения их. Церковь не хочет, подобно тому, как ошибочно поступили апостолы, ещё не просветлённые благодатью Святого Духа, не допускать детей к Иисусу Христу.

К этому объяснению можно добавить, что указания на крещение младенцев есть и в тексте Священного Писания. К примеру, о крещении темничного стража апостолами Павлом и Силой: «он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян. 16, 33).

Д ля чего при крещении нужны крёстные родители? Как их правильно выбирать?

Б ыть крёстным - не только почётно, но и очень ответственно . Не случайно на Руси всегда глубоко чтили и уважали своих крёстных родителей - восприемников.

М аленькие дети, которых мы приносим крестить в церковь, ещё не могут сами изъявить желание стать членами Церкви Христовой. Между тем в последовании Крещения есть момент, когда новообращённый отрекается от сатаны и его сил - то есть от врагов нашего спасения, бесов, имеющих особое влияние на души не крещённых - и сочетается Христу, изъявляет своё желание стать христианином. За младенца, который не может сделать этого сам, отвечают крёстные; тем самым они принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, за то, чтобы он вырос достойным, верующим человеком.

В ыбирая восприемников, нужно помнить, что они отвечают перед Богом за своих крестников, и что собственно Крещение младенца совершается по вере крёстных. Поэтому выбранные вами люди обязательно должны быть православными верующими людьми (само собой разумеется, крещёнными). Обычно на Крещение приглашают крёстного отца и крёстную мать; впрочем возможно присутствие лишь одного крёстного (тогда он должен быть того же пола, что и крещаемый). Важно знать, что между крёстными родителями при участии в Таинстве Крещения возникает духовное родство, поэтому они не могут быть супругами. Не могут быть восприемниками и сами родители ребёнка. При крещении взрослых людей восприемников может и не быть.


К рещение в нашем храме совершается в субботу и в воскресние в 12.00. Перед крещением обязательна огласительная беседа, которая происходит в субботу в 10.30. Для того, чтобы успеть оформить крещение и при необходимости выбрать крестик и цепочку прийти надо заблаговременно. Пожертвование на крещение – 450 рублей, но эта сумма условная можно креститься благотворительно.

Д етям до 14 лет необходимы крестные родители. Обычная практика церкви, один крестный одного пола с крещаемым.

Е сли есть два крестных, крестный отец и крестная мать, то они не должны быть мужем и женой.

Д ля взрослых крестный не обязателен, но если есть человек, который будет Вам наставником в православной вере, то это можно только приветствовать. Крестный должен быть крещеным и воцерковленным православным христианином.

Д ля крещения необходим крест, если он куплен не в храме, то его нужно освятить. Это можно сделать непосредственно перед крещением. Также возьмите с собой полотенце, чтобы вытереться после крещения.

П о времени Таинство Крещения длится около 1 часа.

Таинство Крещения

Н еобходимость таинства крещения тесно связана с присутствием греховной порчи в человеке . Человек появляется на свет с природой уже поврежденной грехом. С годами грех, как некое злокачественное растение, растет и усиливается в человеке и этим все больше и больше порабощает его. Так, жизнь каждого человека в отдельности и всего человеческого общества оказывается отравленной грехом. От греха происходят все человеческие бедствия: преступления, страдания, обиды, насилия, болезни, физическая и, главное, - духовная смерть.

И исус Христос, Единородный Сын Божий, пришел в мир для того, чтобы уничтожить грех и дать человеку вечную, радостную жизньв Царстве Небесном . Духовное возрождение начинается верой человека в Иисуса Христа, желанием избавиться от насилия греха, соединенным со стремлением жить по воле Божией. Господь Иисус Христос это возрождение еще уподобил воскресению из мертвых, говоря: “Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут” (Ин. 5:25). Но одна вера и желания человека недостаточны. Нужна благодатная сила , которая осуществила бы духовное рождение человека. Эта благодатная сила проникает в человека во время его погружения в воду при крещении.

Г осподь Иисус Христос установил таинство крещения после Своего воскресения из мертвых, когда, явившись Своим ученикам, сказал им: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам… Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мт. 28:19–20, Мк. 16:16).

С ледуя этому повелению Спасителя, апостолы всюду, куда приходили, проповедовали веру в Иисуса Христа и крестили уверовавших. Первое массовое крещение было совершено в день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после проповеди ап. Петра слушатели спрашивали: что им делать, чтобы спастись? ап. Петр сказал им: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа” (Деян. 2:37–38).

Значение крещения обстоятельно объясняет св. ап. Павел в своем послании к Римлянам: “Мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть Его крестились… мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:3–4). Умерши на кресте, Господь Спаситель, вознес наши грехи на крест и стал очищением наших грехов. В крестной смерти Господа - очистительная сила грехов. Кто крестится, тот погружается в смерть Христову и в очистительную силу Его крестных страданий. Эта сила уничтожает всякий грех, так что и следа его не остается. Здесь бывает нечто подобное погружению дорогого сплава в химический раствор, который съедает все дешевые и ненужные примеси и оставляет одно чистое золото.

Человек, очищенный от греха, освобождается от его насилия и получает свободу для духовного образа жизни. В Св. Писании духовное рождение называется еще “первым воскресением ,” в отличие от “второго” - физического воскресения, которое произойдет перед концом мира (Апок. 20:5). Крещеный становится возлюбленным чадом Божиим, усыновленным Ему благодатью Христовой.

Это не значит, что в крещении человек автоматически освобожден от всех соблазнов и от духовной борьбы. Духовный подвиг неизбежен, пока человек находится в этом мире, полном соблазнов. Разница между крещеным и некрещеным заключается в том, что некрещеный порабощен грехом, не имеет сил бороться с ним, а крещеный освобожден от рабства греху и получает помощь бороться с соблазнами.

Преп. Марк Подвижник так объясняет таинство крещения: “Ты облекся во Христа крещением и имеешь силу и оружие низлагать (греховные) помышления… Святое крещение совершенно освобождает от рабства греху… Если после крещения мы бываем подвержены греху, то это не потому, что не совершенно было крещение, но потому, что мы не радеем о заповеди и пребываем в самоугодии, по собственному своему желанию. Связать себя снова пристрастием, или пребывать разрешенным через соблюдение заповедей, есть дело нашего свободного желания… Когда после святого крещения, имея возможность исполнять заповеди, не исполняем их, тогда и не желая того, опять падаем в рабство греху, пока покаянием не умолим Бога, и Он истребит в нас грех” (Добротолюбие, том 1-й).

Христианину важно понять, что, преодолевая искушения, он нравственно совершенствуется, духовно растет и крепнет . В этом заключается необходимость личного подвига. Если бы не существовало борьбы, то не существовало бы и праведников. Но в борьбе с соблазнами он не одинок: он получает великую помощь от Духа Святого в таинстве миропомазания, которое обычно совершается сразу после крещения.

Таинство Миропомазания

К ак смерть и воскресение Христово завершились Пятидесятницей - сошествием Св. Духа на Апостолов, так и крещение человека завершается миропомазанием. В крещении человек спогребается и совоскресает со Христом, в миропомазании же он удостаивается благодати Святого Духа. Таким образом, чудо Пятидесятницы постоянно возобновляется в Церкви.

Совершительные (главные и основные) слова таинства: “Печать дара ДухаСвятаго ” указывают на его значение. Оно является: а) завершительным актом присоединения к Церкви , утверждением, или печатью присоединения, и б) источником благодатных сил, даруемых крещеному для укрепления и роста в духовной жизни.

Св. Киприан (Св. Киприан жил в 3-м веке, св. Ефрем - в 4-м) пишет: “Крещеные в Церкви запечатлеваются Господней печатью по примеру того, как некогда крещеные самаряне приняли от ап. Петра и Иоанна, чрез руковозложение и молитву, Духа Святаго… Чего у них недоставало, то совершили Петр и Иоанн… Так бывает и у нас… совершенствуются Господней печатью” (Деян. 8:14–17). Св. Ефрем Сирин пишет: “Печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все твои члены.” Св. Киприан свидетельствует, что древние, говоря о рождении водой и Духом, разумели под рождением водой крещение в телесном смысле, а под рождением Духом - миропомазание.

В апостольское время дары Святого Духа подавались через рукоположение . Об этом читаем в книге Деяний (8:14–17 и 19:2-26). Когда ап. Павел встретил в Ефесе учеников, крестившихся только Иоанновым крещением, то они “услышав, крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, на них сошел Дух Святой. ”

Каким образом благодатное руковозложение перешло в помазание миром? Вероятно, что сами апостолы, из - за физической невозможности посещать всех крещеных и лично возлагать на них руки, заменили руковозложение крестившихся, помазанием миром, который сами освящали и давали представителям церквей. Так, уже ап. Павел упоминает о благодатном помазании: “Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши” (2 Кор. 1:21–22). Сами совершительные слова таинства: “Печать дара Духа Святаго” тесно связаны с этим изречением апостола. Далее апостол пишет: “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Ефес. 4:30). “Днем избавления” в Священном Писании называется крещение; под “запечатлением” Святаго Духа, разумеется “печать Духа Святаго,” следовавшая непосредственно после крещения. Миро, а не другое вещество, избрано для таинства миропомазания потому, что оно еще в Ветхом Завете употреблялось для низведения на людей особых духовных даров (Исх. 28:41; 1 Цар. 16:13; 3 Цар. 1:39). Писатель 3-го века Тертуллиан пишет: “После выхода из купели мы помазываемся благословенным елеем, по древнему чину, как обыкновенно были помазываемы на священство елеем из рога. ”

В послании ап. Иоанна читаем: “Вы имеете помазание от Святого и знаете все,” - и дальше “Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте” (1 Иоан. 2:20 и 27). В приведенных словах апп. Павла и Иоанна термин помазание указывает на сообщение уверовавшим духовного дара; но, очевидно, термин помазание мог употребляться в духовном значении именно потому, что христиане имели перед своими глазами вещественное помазание.

Свв. Отцы Церкви ставят самое слово “христиане ” в тесную связь с миропомазанием. “Христианин” значит “помазанник . ” “Сделавшись причастным Христу, говорит св. Кирилл Иерусалимский , вы достойно именуетесь христианами, т. е. помазанными, и о вас Бог сказал: “Не прикасайтесь помазанным Моим” (Пс. 104:15).

Повествования книги Деяний Апостолов убеждают в том, что кроме низведения даров Духа, руковозложение после крещения, или миропомазание, являлось одновременно и подтверждением состоявшегося крещения и печатью присоединения крещеных лиц к Церкви, и что именно потому оно совершалось самими апостолами и их преемниками епископами.

Таким образом, как через крещение человек рождается для духовной жизни, так через миропомазание он становится участником благодатной жизниЦеркви.

Последование

Св. Крещения и Миропомазания

В русском переводе

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Таинство Крещения Установление таинства крещения. - В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство крещения. Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство, или Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах. Еще до установления таинства крещения

Из книги Меч Обоюдоострый. Конспект по Сектоведению автора Чернышев Виктор Михайлович

Таинство крещения В Православной Церкви формула крещения такова: «Крещается раб Божий имярек во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». У католиков же происходит перенос внимания на фигуру совершающего таинство. Католический священник говорит: «Я крещаю

Из книги Воцерковление для начинающих церковную жизнь автора Торик Протоиерей Александр

Таинство Крещения Господь наш Иисус Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

«Свет миру» (таинство крещения) Таинство крещения (от греч. baptisma, baptizein – окунуть) совершается для того, чтобы очистить человека от первородного греха и открыть ему путь к спасению. Крещаемого в католичестве называют катехумен. Если крестится взрослый человек

Из книги Письма. Часть 1 автора Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит

Таинство крещения Л.!Вы только-только входите в церковь, но уже попались на неправое мудрование. А потому, когда Вам бывает что-то непонятно, не спрашивайте у бабушек, но у священника. И не будет еретических ошибок. О некрещеных в церкви молиться нельзя и крестить после

Из книги Обожение человека автора Мандзаридис Георгий

Из книги Крещение и Миропомазание начало новой жизни автора (Милеант) еп.Александр

Таинство Крещения Необходимость таинства крещения тесно связана с присутствием греховной порчи в человеке. Человек появляется на свет с природой уже поврежденной грехом. С годами грех, как некое злокачественное растение, растет и усиливается в человеке и этим все

Из книги Католическая вера автора Гедеванишвили Александр

18. Таинство Крещения Таинствами христианского посвящения закладываются основы христианской жизни. Эти таинства таковы: Крещение, или начало новой жизни; Миропомазание, или укрепление жизни духовной; Евхаристия, в которой христианин питается Телом и Кровью Христа, чтобы

Из книги Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе автора Фаст Геннадий

Таинство Крещения Апостол Павел пишет: Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3: 27). Когда спрашиваешь: «Для чего крестишься?», ответить могут все что угодно: «чтобы дети не болели», «чтобы получить защиту», «чтобы стать ближе к Богу». Но чтобы человек

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Таинство крещения В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Крещение (греч. ваптисис – погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни

Из книги Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси автора Верещагина Александра Владимировна

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Таинство Крещения Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду с призыванием Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Таинство крещения Таинство крещения в библейской культуре - первый церковный ритуал, ритуал эгрегориальной магии-инициации церкви, который осуществляется над новорождёнными с согласия родителей. То есть, таинство крещения это как правило церковный ритуал (магия)

Из книги Основы православного вероучения автора Михалицын Павел Евгеньевич

Таинство Крещения В Крещении верующий во Христа силою Духа Святаго освобождается от греха, проклятия и вечной смерти и возрождается в жизнь духовную, благодатную.Великое таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим:

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

Таинство Крещения В Крещении верующий во Христа силою Духа Святого освобождается от греха, проклятия и вечной смерти и возрождается в жизнь духовную, благодатную.Великое таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим:

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Таинство Крещения Вступление в благодатный живой организм Церкви начинается Таинством Крещения. «В области церковного права, - писал А. С. Павлов, - крещение имеет такое же значение, как рождение в сфере права гражданского. Поэтому оно в наших источниках и называется

Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3,5). Таким образом, сам Господь ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство.

Сущность крещения состоит в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении жизни. Переворот этот значит, что человек теперь должен будет стараться жить по-христиански, соблюдать заповеди и всеми силами своей души стремиться к Богу.

Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед крещением его оглашают. Слово «оглашать» означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Когда же наступит время Св. Крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога.

За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах.

Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание – таинство новой жизни. В этом таинстве новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» для новой жизни. Таинство совершается через помазание Святым Миром.

Кто не может быть крестным?
Крестными не могут быть:
кто не принадлежат к Православной Церкви,
родители крещаемого, в том числе и усыновившие ребенка,
монашествующие,
лица, не достигшие церковного совершеннолетия – 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин.
Муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка.
Следует отметить, что восприемники со своими крестниками и их родителями вступают в духовное родство, а это имеет особое значение в брачном церковном праве. Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых.

Таинство Крещения в нашем храме
В нашем храме таинство Крещения совершается по субботам после Божественной Литургии в 11.00 и в воскресение в 11.30. Перед Крещением необходимо пройти огласительную беседу со священником самому крещаемому, либо его родителям и будущим крёстным родителям. Беседы совершаются в субботу после вечернего богослужения в 19.00.