Что делать, чтобы ребенок хотел учиться. Советы мамам как помочь малышу быстрее развиваться Умеренные физические нагрузки

Многие родители сталкиваются с проблемой, что в подростковом возрасте или даже уже в начальной школе дети не хотят учиться, делать уроки, начинают прогуливать школу. В отчаянии родители могут жаловаться учителям, что не справляются со своим ребенком. Можно заранее подумать о том, как общаться с детьми, чтобы поддерживать у них интерес к учебе. В младшем школьном возрасте познавательная активность очень высока. Чтобы не отбить у ребенка желание учиться, нужно в первую очередь, хвалить его, поощрять, показывать, что вы гордитесь его успехами в школе. Со временем школьная жизнь может превратиться в рутину, если дети не участвуют в конкурсах, олимпиадах, исследовательских проектах. Ребенку нужны достижения. Некоторые дети начинают самоутверждаться в виртуальной реальности, набирая там баллы и становясь «супер героями». Поэтому достижения должны быть в реальной жизни. Деятельность ребенка с момента его рождения, всего его игры, должны быть на его возраст и немного постарше. Когда ребенок сам или с помощью взрослого справляется с трудными заданиями, то он начинает гордиться собой и у него продолжает развиваться познавательная активность. В дошкольном возрасте это различные игры и занятия на свой возраст и возраст постарше: на полгода - год. Регулярные занятия с ребенком прививают ему еще и привычку к учебе. В школьном возрасте мотивация к учебе поддерживается за счет школьных успехов и участия ребенка в решении каких-то сложных задач. Это могут быть, как уже написано выше, различные конкурсы, олимпиады, проекты. Тогда учеба становится уже чем-то гораздо более разнообразным и став победителем в каком-нибудь конкурсе, дети чувствуют свою успешность и желание учиться еще лучше, чтобы достичь большего.

Другим важным мотивирующим к учебе фактором является понимание собственных целей, для чего нужна учеба. Сначала об этом ребенку рассказывают родители. Например, что закончив школу, он поступит в какой-нибудь институт, станет хорошим специалистом, будет зарабатывать много денег, заниматься любимым делом и так далее. Собственный пример родителей тоже при этом очень важен. Со временем эта идея становится внутренней, то есть интериоризируется, и на вопрос: «Зачем тебе учиться?». Ребенок будет отвечать, чтобы потом поступить в ВУЗ и освоить профессию. Сами себя дети могут мотивировать к учебе, когда они ярко представляют свою цель, как картинки, звуки, ощущения. Чтобы им в этом помочь, можно предложить нарисовать свое будущее, то, к чему они стремятся, а также подумать и записать те шаги, которые нужно делать для достижения своей цели уже сейчас.

Кроме того, дети становятся более ответственными, когда им не дают готовых решений о том, что они должны делать, а задают им вопросы. Например, если ребенок получил плохую оценку, можно посочувствовать и спросить его, что он с этим будет делать. Когда дети сами находят ответы на вопросы и принимают решения, то в этот момент, они начинают отвечать за себя и свои поступки. И наоборот, чем больше давит и настаивает взрослый, тем меньше ребенок отвечает как за свое поведение, так и за свою учебу. Вся ответственность лежит при этом на родителе.

Что делать, когда ребенок уже перестал учиться, начал пропускать школу? Сначала нужно разобраться в причинах вместе. Если не получается самим, то на помощь придет школьный или семейный психолог. Исходя из причин такого поведения, можно попытаться заключить с ребенком так называемый «Поведенческий контракт». Поведенческий контракт - это письменного соглашение между взрослым и ребенком о том, что ребенок берет на себя определенные обязательства и, выполняя их, он получает от родителей ряд поощрений. Если же обязательства не выполняются, то поощрения постепенно по одному убираются, но совсем без внимания и похвал оставлять ребенка нельзя. Контракт также должен учитывать и компенсировать причины плохого поведения ребенка. Например, девочка не любит дома делать уроки и постоянно отвлекается на игры с младшим братом. Она посчитала с мамой сколько времени будут занимать у нее уроки, если она перестанет отвлекаться и будет во время начинать их делать. Это они записали в их договоре. Также мама с дочерью долго обсуждали, какие поощрения хотела бы получать девочка. Оказалось, что по выходным она хотела бы дольше гулять с друзьями, получать денежные вознаграждения, которые бы она тратила на разные материалы для своего творчества и так далее. Все поощрения были прописаны в этом контракте. По оценкам дочери и отзывам учителей ее мама понимала, на сколько хорошо та выполняет домашние задания. Если девочка ленилась и плохо делала уроки, то поощрения постепенно убирались. Таким образом, уделяя больше времени урокам, девочка стала хорошо учиться. Ей нравилось, что ее все хвалят. Она стала чувствовать себя более уверенно и мотивация к учебе стала намного выше.

Тебе хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а по утрам бодро вскакивал, охотно шел в школу и приносил хорошие отметки? Чрезмерной строгостью, угрозами и наказаниями этого не добиться. Придется стать психологом. Наши советы помогут хорошо учиться!

Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.

Секрет №1 Как хорошо учиться - Отвечай на все вопросы

Как бы ты ни была занята – не отмахивайся от сына или дочери, если они обратились к тебе с вопросом. Отвлекись от своего занятия, вникни и постарайся ответить интересно, исчерпывающе и правильно. Не знаешь ответа – так и признайся, и пообещай найти информацию, допустим, вечером, в крайнем случае – завтра. Нужно поддерживать в ребенке интерес к процессу познания, тогда он будет точно знать: учиться – это интересно!

Секрет №2 Как хорошо учиться - Поддерживай увлечения

Если ребенок любит рисовать – запиши его в художественную школу, если ему нравится ставить опыты по химии – купи энциклопедию, реактивы и набор «Юный химик», если дочь без ума от балета – подари пуанты и отдай в хореографический кружок. Чтобы понять, чем ребенку интересно заниматься в жизни, он должен попробовать как можно больше разных занятий. Для того и дается детство!

Секрет №3 Как хорошо учиться - Будь в курсе школьных дел

Ты должна четко представлять себе ту атмосферу, которая сложилась в школе. Как можно чаще беседуй с учителями, посещай все родительские собрания, расспрашивай ребенка, как прошел день. Если начались серьезные проблемы – конфликт с учителем или травля сверстниками – обязательно разберись. Возможно, придется перевести свое чадо в другую школу, порой это единственный выход. Нет смысла говорить об успехах в учебе, если ребенок идет в школу, как на каторгу. Тогда о хорошей учебе бесполезно и разговаривать.

Секрет №4 Как хорошо учиться - Сильное окружение – это важно

Зачем напрягать силы, когда ты и так самый умный в классе? Так часто рассуждают дети, случайно попавшие в окружение слабых учеников и без всякого труда выделяющиеся на их фоне. Такой подход сразу отбивает охоту развиваться, становиться более умным и знающим. Поинтересуйся уровнем одноклассников и реши, не слишком ли расслабляющая для твоего ребенка здесь сложилась обстановка.

Секрет №5 Как хорошо учиться - Не ругай за плохие оценки

Это неконструктивно. Тем более не следует сравнивать оценки ребенка с оценками других детей, ставить их в пример. Выясни: почему плохой результат, что мешает добиться лучшего? Нужна помощь – обязательно помоги, разъясни, позанимайся с ребенком, найми репетитора, если есть такая необходимость. И не забывай всегда хвалить за хорошие результаты!

Секрет №6 Как хорошо учиться - Разработай режим дня

Это лучше сделать вместе с ребенком. Отведи определенное время для уроков, научи пользоваться будильником.
Выпускай в конце каждой недели «домашнюю стенгазету», в которой с юмором сообщай об успехах и неудачах ребенка. В конце недели, если все было хорошо в учебе, обязательно должно быть поощрение – например, прогулка в парке или визит к друзьям, посещение кино или кафе-мороженого.

Секрет №7 Как хорошо учиться - Берем пример со знаменитостей

Достань биографии людей, которые являются для ребенка авторитетом, и прочитай вместе с чадом. Пусть он убедиться: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много работать, дисциплинировать себя, развиваться.

Если ты будешь всегда держать руку «на пульсе», если будешь интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, - серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК БЫЛ ВНИМАТЕЛЬНЫМ?

Познавательная деятельность ребёнка характеризуется развитием восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Остановимся на внимании .

Внимание - это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка и школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка.

Концентрация внимания - это интенсивность сосредоточения на одном пли нескольких объектах.

Распределение внимания - возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов, что позволяет одновременно совершать несколько видов действий и следить за несколькими независимыми процессами, ни одного не теряя из них из ноля своего внимания.

Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания - это способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одного вида деятельности к другому. Рассеянность в житейском смысле слова и означает плохую переключаемость внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация.

Важная задача родителей - учить ребенка быть внимательным.

Внимательность ребенка-дошкольника тренируется в игре. Расчеты, вычисления, правила оживают в игре и привлекают внимание. Выполнение обязанностей по дому, участие в бытовом труде, первоначально облекаемое в форму игры, по-своему тренируют внимание.

Когда ребенок становится школьником, важная задача родителей установить для него четкий режим дня, последовательность в занятиях, правильное чередование труда и отдыха. Они приучают сына или дочь понимать, что "ученью - время, потехе - час", что готовить уроки нужно внимательно, что внимание должно быть обращено и к содержанию домашнего задания, и к своей осанке во время занятий, и к своему рабочему месту. Серьезной тренировкой внимания, развитием всех его свойств являются совместные занятия родителей и детей: прогулки, уход за домашними растениями и животными, обсуждения книг и просто обмен мнениями о различных вещах, интересующих семью.

По мере того как ребенок взрослеет, у него развиваются сознание, чувство ответственности, целеустремленность и способность управлять своим вниманием.

по развитию внимания

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

  • Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
  • Часто менять формы деятельности.
  • Использовать на занятиях элементы игры.
  • Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
  • Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
  • Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
  • Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

♦ Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения,

способствующие развитию внимания

  • «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
  • Игры-головоломки.
  • Загадки.
  • «Найди отличия».
  • «Найди два одинаковых предмета».
  • «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
  • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

♦ «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

​​​​​​​Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок​​​​​​​ не хочет занять себя сам. Игрушек в доме – вагон и маленькая тележка, но дитя таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», делает глаза, как у кота из Шрека или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами (со взрослыми тоже можно). Время от времени подобное – еще куда ни шло, но если постоянно?

Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету, нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей . Вот об этом и пойдет речь.

Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности, но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) пунктов из предложенного списка.

Очень часто дочки-сыночки не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом. Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно. Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.

Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, - и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.

Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние.

Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.

Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся». Вой, плач и конский топ перетерпеть. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.

Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, - пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?

Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить куклы и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!

Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.

Возьмем, например, прогулку. Порой ребенок останавливается у каждого столба, находит какую-то мелочевку на земле и норовит схватить, по 5 минут любуется каждым червяком, хватается за каждый одуванчик и требует объяснить, что нарисовано на каждой витрине. Замечательно. Тут надо расслабиться и получать удовольствие. Не одергивать, когда куда-то лезет, валяется на песке, норовит потрогать грязь и так далее и тому подобное.

Или, например, не стоит делать все домашние дела, пока дети спят или их занимает кто-то другой. Им на самом деле все это очень интересно. Всякий раз готовить полный обед с помощниками не очень удобно, но когда уже есть основная еда, почему бы не сделать салат? Или постелить белье, перебрать полотенца, забросить белье в машинку, объясняя, показывая, давая попробовать самим…Для детей это действительно и в пользу, и в удовольствие.

Есть интерес - не стоит ему мешать и тем более приставать к ребенку с постоянными нотациями, одергиваниями и запрещениями. Вырастить человека, которому ничего не надо, кроме компа, вялого и апатичного, которому мир вокруг не интересен, - можно, конечно, а смысл?

Взрослому не требуется быть все время аниматором и массовиком-затейником. Как в замечательном стихе Маршака: «Хорошо бы поскучать!» Будьте рядом, но не бросайтесь занимать дочек-сыночков ежеминутно. Если у них есть доступ много к чему, они сытые (это важно!) и вы только что почитали, пообщались вместе с удовольствием, - шанс, что дети займут себя сами, огромен. Но оставлять их самих надо не демонстративно, а под уважительным предлогом типа готовки обеда или «поработать».

В общем, главные правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно я бы сформулировала так:

Максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;

Не лезть в его игры и занятия, когда не просят;

Выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;

Не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;

Как можно больше с ребенком разговаривать, - объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;

И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…

Иллюстрация: м/ф «Маша и медведь», серия «День кино».

На радио «Юнистар» приходил тот самый доктор Комаровский - педиатр, врач высшей категории, телеведущий и автор многочисленных книг по медицине и воспитанию детей. В прямом эфире Евгений Олегович ответил на вопросы слушателей.

Уважаемый Евгений Олегович! Подскажите, как быть. Все доктора разводят руками, не знают, что делать. Ребенку 2,5 года. До сих пор ест пищу только в виде пюре. Другую не признает, даже когда голодный. Жевать умеет: если ему давать печенье, вафлю, злаковый батончик, будет жевать. Но здоровую пищу ест только в виде пюре. Перепробовали все хитрости.

Да какие там хитрости, ребята! Есть такое понятие: «избирательный аппетит». Вот эту кашу буду, вот эту - не буду или этот суп буду, этот - не буду. Теперь аксиома: все проблемы с избирательностью аппетита решает чувство голода. Всё! Другой вопрос, когда ребенок сказал: «Я это не буду». Если вам невмоготу, у вас в семье нет мира и покоя, потому что ребенок не хочет есть кусочки, то вы принимаете волевое решение: «Мы хотим заставить ребенка жевать». На, ешь. Не хочет. Не вопрос - пойдем гулять. На. Не хочешь? Пойдем гулять. Просто когда вы второй раз откажете ему в еде, то маме нужно будет вызывать скорую помощь. Поэтому главная проблема - психологическая проблема родителей.

Когда ребенок плохо ест, лежит вялый, бледный, смотрит в одну точку - тогда разбирайтесь. Если у него шило в одном месте, и мама догнать его не может, чтобы накормить - совсем другое. В такой ситуации я всегда советую маме переключиться на папу. Сейчас мой совет всем девчонкам. Научитесь правильно делить вашу любовь. Очень часто получается, что когда появляется ребенок, то 80 процентов материнской любви идет на ребенка, и не каждый мужик с этим согласен. Если мужчине много любви, то от него эта любовь отражается и идет в семью, к детям. Как вам теория «отраженной любви»? Красиво, правда? Мне пора писать романы, а то я все про сопли и подгузники рассказываю.

В прошлом году пошли в школу. Сделали прививку от гриппа. А теперь врачи, которые говорили делать прививку, говорят, что зря ее сделали. Теперь ходим с кашлем и красным горлом.

Стоять! Есть два глобальных заблуждения, касающихся прививок от гриппа. Заблуждение первое. «Я сделал прививку, а у меня все равно сопли». Прививка от гриппа не защищает от всех ОРЗ и простуд. Прививка от гриппа защищает только от гриппа - больше ни от чего. Поэтому вы можете заболеть сотней других болезней. И второе заблуждение: «Чё я буду делать прививку, если вирус гриппа каждый день меняется». Классика. Главное, что вы должны знать, - это что вирус каждый год разный и вакцина каждый год разная. Если в моем городе появился грипп, то на следующий день в моем кабинете будет сидеть пациент с гриппом. Раньше я болел гриппом каждый год. А теперь я, инфекционист, не болел гриппом с 2000 года: 18 лет я делаю прививки. Я привит, мои дети привиты, мои внуки привиты, мои друзья привиты, все сотрудники моей клиники привиты.

Случаи заболевания корью участились, потому что люди перестали делать прививки?

Корь - вирусная инфекция со всеобщей заболеваемостью. Вирус с потоками воздуха, не теряя своей заразности, перемещается на сотни метров. Условно говоря, если в обычной минской многоэтажке у ребенка на шестнадцатом этаже корь, то ребенок на первом этаже - в контакте. Корью все всегда болели, а один процент всех заболевших всегда умирал. Такая своеобразная дань природе, пока не было прививок. Некоторые говорят, что корь исчезла не из-за прививок, а потому что гигиена улучшилась. Это все полная чушь. Корь не имеет никакого отношения к мытью рук. Она по воздуху распространяется. Корь исчезла, потому что люди стали прививаться.

Высочайшая эффективность прививок привела к тому, что люди перестали хоронить детей от кори. Но стали рассказывать друг другу о том, что у человека поднялась температура или его обсыпало после прививки. Поэтому люди стали бояться прививок от кори, а самой кори бояться перестали. Прививки - это меньшее из зол.

Ребенку семь лет. Однажды пожаловался, что болит сердце, когда дышит. Может ли он понимать, что болит сердце, и что надо делать в таких случаях?

Он может показать на то место, где болит. Если он показывает на левую половину грудной клетки, так это может быть межреберный нерв. У детей никогда ничего не должно болеть. Обратили внимание - у взрослых всегда что-то болит? Поэтому если у ребенка что-то болит - это тема не для самолечения. Тем более, если у ребенка болит в области сердца. Только к доктору - ЭКГ, рентген, пощупать и так далее.

Моей дочери пять лет, у нее постоянная температура 36,9 - 37 градусов. Это нормально?

Это не просто нормально, это более чем нормально. Это в головах у наших мамок парадигма, что температура должна быть 36,6, а если 36,8 - дайте нам золотую таблетку. Вообще, у 25 процентов детей и людей температура 37,2 является абсолютно нормальной. И это не повод суетиться.

Если вечером и ночью температура поднимается до 38 градусов, и часто в последнее время бронхиты, как укрепить здоровье ребенка?

В любом случае, сделайте хотя бы стандартный клинический анализ крови и разберитесь, что с ним. В основе частых бронхитов у детей почти всегда вирусные инфекции и снижение местного иммунитета - защитных свойств слизистых оболочек. Функционирование слизистых оболочек на 99 процентов связано с параметрами воздуха. Если воздух сухой, теплый, пыльный, то вы не вылазите из болезней. Начинайте проветривать и гулять с утра до ночи, купите увлажнитель воздуха.

Девочке шесть лет, часто жалуется на боли в животе, обычно по вечерам.

Ну так что? Это нормальный вопрос. Чаще всего боли в животе возле пупа у детей по вечерам связаны с недостаточным опорожнением кишечника. Когда сто лет назад у ребенка вот так болел живот, любая мать говорила: «Марш на горшок!» А сейчас говорят: «Сдайте анализ на дисбактериоз». Одна клизма может заменить кучу лечений

Ребенку 4 месяца, гемоглобин 104, можно ли делать прививку АКДС?

Встречный вопрос - а ребенку с гемоглобином 104 можно болеть дифтерией? А ребенку с гемоглобином 104 можно болеть столбняком? А коклюшем? Если у ребенка нормальный гемоглобин, кстати, нормальный гемоглобин считается выше 110, так что 104 - практически граница нормы, ошибка метода. Так вот, скажите мне, если один ребенок с нормальным гемоглобином, а второй - со сниженным, то кто тяжелее будет болеть? Тот, у кого что-то не так, должен вакцинироваться в первую очередь.

Ребенку 10 лет, уже года 2-3 периодически болит голова, иногда до тошноты. После сна все проходит. Врачи говорят, что все окей. Может быть мигрень в 10 лет?

Да, может. У мигрени есть специфические симптомы. Есть препараты, которыми она лечится в детском возрасте. Но диагноз мигрень ставит не доктор Комаровский по радио, а нормальный живой врач в поликлинике. Идите к врачу.

Ребенку 10 лет, периодически высокое давление - 140 на 80, при этом болит голова, проверили сердце, щитовидку. Все нормально. Что делать?

Ну, возможно, преждевременное половое созревание - с этим надо разбираться. Как сбивать давление? Не-не-не. Я сразу скажу. В чем сложность работы доктора Комаровского? Есть такое понятие «амбулаторная педиатрия» . Т.е. есть уровень проблем, которые может решить только мама и папа. И этот уровень - огромный. Вот эти все многочисленные сопли, правила еды, правила жизни. У ребенка повышенное давление в 10 лет и частые головные боли? Какая это терапия по радио? Нужен диагноз, нормальное обследование.

Ребенку два года. Максимум, что говорит: это «ма», «па». Это нормально?

Это нормально! Всегда, когда вы оцениваете, как ребенок говорит, отдавайте себе отчет, есть ли динамика. Если в два года он говорит лучше, чем в год и восемь, расслабьтесь, ждите. Все эволюционирует. Если через два месяца нет новых слов, надо суетиться.

Ребенку полтора года. Больше чем полгода очень плохой сон. Днем максимум полчаса спит. Ночью просыпается каждый час-полтора с криками.

Если ребенок в полтора года плохо спит, значит, он неправильно проводит день. Больше физических нагрузок, классная спальня - чистая, прохладная. Теплая пижама. Чего ребенок просыпается каждый час? Или во рту пересохло, или зуд какой-то. Что-то ему мешает. Поэтому с таким ребенком целый день гулять, вечером - прохладный душ, хорошо накормить - он быстро уснет.

Ребенок каждый месяц болеет герпесом на губах. Врачи разводят руками…

Не понимаю, честно. Вы просто не нашли своего врача. Герпес прекрасно лечится противогерпетическими препаратами, стандартными курсами, никаких проблем нет. Извести герпес, конечно, полностью нельзя, но сделать так, что эти обострения будут не каждый месяц, а раз в два года или раз в год, не очень сложно. Ищите нормального врача. Раз не помогают обычные, ищите инфекциониста.

У ребенка вирусная инфекция, температура 40 третий день прыгает-скачет, не сбивается. Доктор выписал антибиотики. Мы узнали, что они не действуют на этот вирус, но уже выпили одну дозу лекарства. Знаем, что антибиотик нельзя прекращать пить. Продолжать ли прием пять-семь дней или не травить организм?

Если вы приняли антибиотик, а потом было принято решение, что этот антибиотик ошибочный, продолжать прием не надо, немедленно прекратить. Это стандартная рекомендация Всемирной организации здравоохранения.

4 с половиной года дочери. Поставили диагноз аденоиды второй степени. С сентября постоянное першение в горле. Врач назначает промывание носа. Надо ли применять спреи для носа в такой ситуации?

Спреев для носа целые тысячи. Но вы должны понимать, что нет фармокологических способов лечения аденоидов - нет волшебной таблетки, которую можно принять и аденоиды исчезнут. Все лекарства для лечения аденоидов - это, как правило, «фуфломицины», коммерция и попытка заработать на вашей неграмотности. Если аденоиды мешают жить, они подлежат оперативному удалению.

Можно ли сказать, что иммунитет зависит от позитивного настроения и характера?

Человек тем и отличается от животных, что состояние его здоровья очень сильно определяется корой головного мозга. Когда мы улыбаемся, когда нас окружают хорошие классные люди, когда рядом не стреляют, когда нет болезней, когда мы слышим хорошие новости по телевизору - нам жить хочется. А когда мы слышим то, что мы сейчас, к сожалению, слышим, то и выздоравливать не хочется. Поэтому надо создавать эту ауру доброты и хороших новостей. Это очень важно для СМИ. Но как мне всегда говорят телевизионщики, на болячках и трагедиях собрать людей возле телевизора намного легче, чем на истории счастливого папы, которого любит мама. А вот радийщики - классные мужики!

Интервью целиком слушайте на сайте радио «Юнистар»