Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение. Если ребенок в два года не говорит: причины и методики обучения малышей разговаривать Ребенок не говорит в 2

Для полноценного развития личности ребенка, его социальных навыков и интеллектуального развития, обязательным условием является своевременное развитие речи. Выделяют несколько возрастных периодов формирования речи от предречевого, когда малыш только гулит и лепечет, до младшего дошкольного, на котором ребенок не только составляет из слов фразы, но и может составить небольшой рассказ, выразить свои мысли, пошутить или пофантазировать вслух.

Но если ребенок не говорит после трех лет или отстает от своих сверстников, на каком – то из промежуточных этапов развития речи, это обязательно должно встревожить родителей и стать поводом для консультации у специалиста – логопеда, невропатолога, психолога.

Признаки задержки речевого развития

Большинство родителей считают, что если ребенок не говорит в 2 года, или его речь невнятна, причин для беспокойства нет, и со временем все само собой нормализуется. Но такое отношение к проблеме задержке речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в обществе, а иногда такая халатность приводит к необратимым изменениям в психике ребенка. Поэтому своевременное диагностирование задержки речевого развития (ЗРР) на любом из этапов становления речи – первый шаг на пути к выздоровлению.

Что должно насторожить родителей в поведении малыша:

  • Новорожденный не реагирует на громкие звуки, не поворачивает голову на источник маминого голоса.
  • В возрасте от 2 месяцев до 4 малыш не гулит и не начинает активно реагировать при появлении близких людей.
  • Малая активность речевой вокализации или полное отсутствие лепета в возрасте от 9 месяцев до года.
  • Ребенок не говорит в год простые слоги и не может выполнить простые устные просьбы, например, показать на картинке животное.
  • Полуторагодовалый малыш говорит односложные слоги, не произносит простые слова – «мама», «на», «дядя» и даже их сокращенный вариант. Не реагирует на свое имя.
  • Ребенок плохо говорит в 2 года, речь его невнятна и односложна.
  • Малыш после трех лет не может составить простое предложение, часто путает окончания слов, словарный запас менее 30 слов.

При обнаружении у своего ребенка любого из вышеперечисленных признаков ЗРР необходимо проконсультироваться у специалиста, что бы исключить патологию или при ее обнаружении вовремя помочь ребенку.

Причины задержки речевого развития

Развитие речи у детей происходит постепенно, вначале идет подготовка речевого аппарата, укрепление мышц артикуляции, затем малыш учиться понимать человеческую речь и пытается общаться посредством простых звуков. В год – полтора активный словарь постоянно пополняется, и приблизительно ко второму году жизни происходит «лингвистический взрыв», когда количество слов произносимых ребенком с каждым днем возрастает и вскоре приравнивается к пассивному запасу слов. Если же ребенок не говорит или есть явные признаки ЗРР, этому могут быть различные причины которые можно объединить в две основные группы – физиологические и социальные.

Физиологические причины ЗРР:

  • Проблемы со слухом. Плохой слух ребенка приводит к задержке интеллектуального развития, и соответственно речи. Для того чтобы активный словарь пополнялся новыми словами дети должны понимать человеческую речь, что при отсутствии слуха или тугоухости затруднительно для ребенка. Проблемы со слухом могут быть врожденные или приобретенные вследствие перенесения тяжелой болезни или травмы слухового канала. Если ребенок 3 года плохо говорит, хотя до этого его речь соответствовала нормам необходимо обратиться к отоларингологу для проверки слухового аппарата.
  • Недоразвитие речевого аппарата, нарушения артикуляции. Слабое развитие лицевых и челюстных мышц приводит к тому, что у ребенка возникают трудности в вокализации звуков. Этому может способствовать гипотонус мышц при рождении, раннее отлучение от груди, короткая уздечка под языком. Признаком нарушения артикуляции является сильное слюнотечение, рот у ребенка постоянно приоткрыт, твердая пища вызывает рвотный рефлекс, ребенок не говорит в полтора года отчетливые слова.
  • Генетические предрасположенности. Если ребенок 3 года не говорит, но при этом нет отклонений в физическом и интеллектуальном развитии, малыш активен, смышлен, возможно, в роду найдутся родственники также не спешившие заговорить. Виной тому незрелость нервной системы, замедляющая рост клеток, отвечающих за речевую деятельность, передающаяся по наследству.
  • Неврологические проблемы. Дети, имеющие в анамнезе заболевания неврологического характера, полученные вследствие гипоксии плода, внутриутробной инфекции, травмы во время родов, поствакцинальные реакции, чаще других имеют проблему с развитием речи. Это связано как с необратимыми изменениями мозга, так и с проблемой недоразвития сенсомоторной сферы отвечающей за восприятие и воспроизведение информации, в этом случае возможна корректировка развития речи. С такими отклонениями ребенок плохо говорит в 3 года, но при надлежащем обучении и занятиях с логопедом к шести все налаживается.
  • Задержки интеллектуального развития. Такие серьезные генетические заболевания как синдром Дауна, метаболические дефекты, перенесенные внутриутробно вирусные заболевания, энцефалит не могут не отражаться на речевом развитии ребенка.

Психологические задержки развития, например аутизм, приводят к тому, что ребенок 4 года плохо говорит или речь его вообще отсутствует.

Социальные причины ЗРР:

  • Невостребованность речи. Причиной, почему ребенок не говорит в 2 года и позднее может быть как педагогическая запущенность, так и гиперопека над ребенком. В первом случае с ребенком практически не разговаривают, не стимулируют его речевую активность, малыш предоставлен самому себе и его пассивный словарь не пополняется новыми словами. Попадая в общество, такие дети создают впечатление немного отсталых, хотя на самом деле просто не всегда понимает обращенную к нему речь, поскольку не знает значение всех слов, иногда ребенок плохо говорит в 5 лет. Во втором случае, когда родители слишком опекают свое чадо, у ребенка отсутствует мотивация к вокализации своих желаний. Чрезмерная опека тормозит прогресс в развитии и ребенок плохо говорит, потому что у него отпадает надобность озвучивать свои желания, можно просто показывать жестами.
  • Стрессы и испуги. Сильные эмоциональные переживания, нахождение в неблагоприятной обстановке когда родители постоянно сорятся между собой и нередко срываются на ребенке, смена места жительства и многое другое что негативно сказывается на психологическом комфорте ребенка может привести к заиканию и стать причиной почему ребенок не говорит.
  • Билингвизм. В семьях, где используют для общения два языка, особенно из разных лингвистических групп малышу очень трудно воспринимать сказанное, отделять один язык от другого, куда уж там говорить. В такой языковой неразберихе ребенок не говорит в 4 года длинными фразами, поскольку путается в значении слов.
  • Синдром «госпитализма» у детей. Довольно редкий случай развития умственной и физической отсталости на фоне отлучения от матери по причине длительной болезни или нахождении в больничном стационаре. Дети теряют вес при надлежащем уходе, у них формируется отстраненное отношение к окружающему миру. Находясь в подобном учреждении с младенчества, ребенок не говорит в полтора года даже элементарных слов, тогда как его сверстники пытаются связать несколько элементарных слов, построив предложение. Отношения в семье, где мать присутствует в жизни ребенка только формально, так же могут вызвать отчуждение ребенка и задержку в его развитии.
  • Негативизм к речи. Кризис первого года жизни совпадает с тем этапом развития речи, когда многие дети произносят свои первые слова. Независимый и упрямый характер ребенка при настойчивости родителей может дать отрицательный результат. Наблюдается картина, когда малыш, произнеся новое слово, теряет к нему интерес и больше не повторяет. Настойчивые просьбы и уговоры родителей еще встречают еще большее сопротивление со стороны ребенка, он замыкается в себе.

Алалия у детей

Нарушение отделов головного мозга отвечающих за воспроизведение речи и ее восприятие приводят к тому, что дети не в состоянии участвовать в разговоре. Алалия у детей тяжело диагностируется, но при раннем ее обнаружении поддается корректировке. Причинами нарушения мозговых центров Вернике и Брока могут быть травмы плода, обвитие его пуповиной, асфиксия при родах, курение и алкоголизм матери, воспаления мозга перенесенные в первый год жизни малыша. Как правило, при алалии ребенок 2 года не говорит, а если и произносит звуки, то они только отдаленно могут напоминать слова и понять их смысл не всегда могут даже близкие.

Различают моторную и сенсорную алалию. При нарушении мозгового центра Брока отвечающего за построение речи наблюдают моторную алалию. От того насколько сильно поражен мозг зависит и степень алалии. При первой степени речь может отсутствовать или же ребенок не говорит в 3 года, но потом начинает проговаривать фразы, формируя их из обрывков слов, как правило, заглатывая окончания. Вторая и третья степень может выражаться в перестановке слогов местами, неправильном падеже и других лексических ошибках.

Сопутствует алалии разбалансировка координации движений, несобранность ребенка, его несамостоятельность.

Сенсорная алалия, связанная с отсутствием восприятия речи, и наблюдается при нарушении центра Вернике. В этом случае ребенок в три года не говорит только потому, что он не может понять чего от него хотят окружающие, он не воспринимает человеческую речь, не отделяет одно слово от другого. На этом фоне развивается отчуждение от коллектива и если с малышом не заниматься, возможна задержка интеллектуального развития в виду недостаточной информации для мозга. При сенсорной алалии нередко можно наблюдать, как малыш повторяет заданный вопрос, только лишь потому, что не понимает, о чем его спросили, это называется эхолалия. Причиной, почему ребенок не говорит в 3 года при сенсорной алалии – восприятие речи окружающих как фоновое звучание.

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

    Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

    Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

    Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

    Гипоксия.

    Травмы (в т. ч. и родовые).

    Сильная интоксикация.

  1. Перенесенная операция.

    Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

    Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

    пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

    не просто все слышит, но и понимает речь;

    наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

    застегивание замков и пуговичек;

    завязывание узлов;

    шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

    Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

    В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

    Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

    Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

    Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

    Что делать?

    Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

    И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

    Обязанности родителей

    Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, Так будет проще проследить рост речевого развития.

    Говорящие игры для детей

    Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

    Игры разработаны с учетом характерных Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

Когда ребенок начинает произносить первые звуки, у родителей появляется ощущение непередаваемого счастья. Надеются, что у него все будет хорошо. К сожалению, не всегда желания бывают реальностью, и по мере взросления появляются проблемы с речью. Она может быть несвязной, произносятся лишь некоторые звуки, малыш не разговаривает вообще. Почему ребенок в 2 года не разговаривает, а лишь мычит, указывает на видимые предметы пальцем? Физиологические ли тому причины или может неправильное воспитание, разберемся в ситуации, обрисовав имеющиеся причины.

Симптомы задержки развития речи у малыша

Когда ребенок не говорит в 2 года, но все схватывает на лету, у него развит интеллект, активно общается с родителями, окружающими людьми, обычно родители не бьют тревогу. Напрасно. Это явление называется экспрессивной речью. В логопедии и педиатрии выделяются несколько причин, которые объединены в группы: физиологические, психологические и социальные.

Физиологические

Изменения в наследственности, внутренние отклонения развития организма.

  1. В роду были родственники с задержкой речи, то есть начали произносить первые звуки поздно.
  2. Нарушение развития органов артикуляции – короткая уздечка языка, пониженный тонус лицевых мышц, врожденные патологии неба, языка, губ.
  3. Не развитость слуховых органов: тугоухость, отсутствие слуха.
  4. Расстройства нервной системы.
  5. Аутизм.
  6. Перенесенные травмы.

Психологические

Причины характеризуются психологической обстановкой в семье.

  1. На ребенка не обращают внимания.
  2. Родители находятся в постоянной ссоре, не разговаривают друг с другом.
  3. Ссоры, драки происходит на глазах малолетнего.
  4. Вредные привычки мамы или папы, или совместные.
  5. Воспитывают мать или отец одиночки.


Социальные

Причины связаны с внешними факторами, действующими на малыша:

  1. Постоянное сюсюканье, коверканье слов родителями. Ребенок не может понять правильность и смысл произношения слов.
  2. Отсутствие мотивации к разговору. Мама с папой обычно все выполняют за него. Чувствуя опеку, чрезмерную заботу, малыш не стремится к разговорам.
  3. Зависимость родителей от работы. Обычно такие родители мало проводят времени с ребенком, сидят за компьютером, планшетом, телевизором и не общаются с чадом. Ребенок говорить вообще не сможет.
  4. Двуязычие – мама, папа говорят на разных языках. Пытаясь понять смысл слов и их произношение ребенку становится трудно. Он замыкается в себе, перестает участвовать в беседе.
  5. Излишнее давление – нельзя требовать, нужно только подталкивать его к разговорам.

Не стоит откладывать поход к врачу, так как проблема в дальнейшем только усугубляется. Придется обращаться за помощью к специалистам.

Норма речевого развития в детском возрасте

Как определить правильно ли формируется речь у малыша? У ребенка за речь отвечает несколько органов, единого речевого органа нет. Слова формируются с помощью: дыхательной системы, жевательных и глотательных рефлексов. Прежде всего за речь отвечает определенный отдел головного мозга.

Этапы становления детской речи:

  1. 0 - 10 месяцев. Обычно младенец напоминает родителям, что голоден, нужно сменить памперс при помощи определенных сигналов: агуканье, гуление, крик. С возрастом, прислушиваясь к словам взрослых, он начинает произносить слоги. Часто это первые буквы словоформ. Например, слово мама, произносится как «ма» и т. д.
  2. 10 месяцев - 2 года. У ребенка появляются эмоции, он понимает фразы, сказанные взрослыми, но отвечает жестами. Ему свойственно звукоподражание. Например, слово конфетка, может быть заменено на «ляльку». Часто мама, чтобы облегчить малышу задачу, придумывает сокращенные названия предметам, животным, следуя из своего детства (машина – би-би и т. д.).
  3. 2 года и старше. В 2-3 года ребенок может соединять слова, превращать их в смысловую конструкцию. Его запас должен быть не менее 300 слов.


Практически в каждом кабинете педиатра на стене висят стенды, на которых расписаны нормы языкового развития младенца. С каждым месяцем, при посещении врача, он задает вопросы маме о том, какие звуки произносит малыш. Такое необходимо, чтобы заранее определить имеется ли патологии речевых особенностей.

Важно! У девочек развитие идет быстрее. Дочери всегда, начиная с раннего возраста, пытаются подражать матери в поведении и в разговорах. У мальчиков первыми словами чаще всего бывают слова, обозначающие действие.

Признаки «молчунов»

Определяют задержку в речи по некоторым симптомам, их должна знать каждая заботливая мама:

  1. У малыша отсутствует реакция на слова, жесты матери.
  2. В возрасте от 2 месяцев младенец пассивно ведет себя, не оказывает внимания на окружающее.
  3. Отсутствие речевых возгласов в возрасте до 1 года.
  4. В год он не произносит даже слоги, не реагирует на просьбу показать тот или иной предмет.
  5. Когда в 1 год 6 месяцев маленький не может сказать слово мама.
  6. В 2 года ребенок не может составить простые словосочетания, произносит слова неправильно, ему легче показать предмет рукой, нежели сказать, как он называется.
  7. Старше 3 лет дети не могут составить простые предложения, часто слово не произносят полностью, съедают окончания. Их речь не разборчива.

При таких проявлениях нужно обратиться к врачу за квалифицированной помощью. А поможет в этом логопед. Раннее обнаружение проблемы позволит вам быстрее установить причину и начать лечение.


Как помочь малышу научиться разговаривать в раннем возрасте

До обращения к врачу заботливые родители должны заниматься со своим чадом. Для этого существуют не очень хлопотные занятия и игры:

  1. Развивающие картинки. Вырежьте из газет, журналов, картинки с изображением животных, транспорта, окружающих предметов и т. д. На усмотрение родителей. Можно купить развивающие карточки в магазине детских игрушек. Ребенок должен достать картинку и назвать, что на ней изображено. Если затрудняется, сами назовите. Потом опустите картинку в общую кучку и снова попросите вытянуть изображение. Если попалась та же карточка, то малыш должен вспомнить, что вы говорили и как назвали.
  2. Купите азбуку для маленьких детей. В таких имеются маленькие четверостишья, которые легко воспринимаются детьми. Обычно они направлены на ассоциативную память. Дети хорошо запоминают их.
  3. Спрашивайте у ребенка кто, как говорит? Например, показав петуха, малыш должен прокукарекать и т. д. Можно также спросить какие звуки произносят предметы: едет машина, работает звонок.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев и рук, которая отвечает за работу головного мозга в области речи.

Таких обучающих игр очень много. Эффект зависит от того, начнет ли ваш малыш произносить слова, которые вы просите от него. Проводить такие игры и упражнения нужно каждый день. Вспоминайте пройденный материал.

Важно! Не давите и не ругайте, чтобы желание учиться не пропало.

Если ваш ребенок не говорит в 2 года и отказывается говорить – это две проблемы. Первую можно исправить, изучив причины появления такого отклонения. Вторая проблема также поправима, но от вас потребуется много времени и желания. Не забывайте про детей, не думайте, что явление само пройдет. Если вовремя не оказать помощь (родительскую или врачебную), в дальнейшем такому ребенку с неправильной речью будет тяжело жить, общаться со сверстниками.

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет . Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. .

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Все родители желают, чтобы их любимые дети развивались в соответствии с возрастными нормами. К сожалению, происходят случаи, когда у малышей наблюдается задержка развития, в частности довольно распространенная проблема, когда ребенок не говорит в 2 года. В связи с этим важно разобраться в возможных причинах и помочь заговорить своему любимому чаду.

Существует множество факторов, почему ребенок не разговаривает в 2 года. Наиболее часто встречающимися являются следующие причины:

  1. Нарушение работы слухового аппарата. Если малыш плохо слышит, то, следовательно, у него возникают проблемы и с восприятием речи других людей. Когда у ребенка наблюдается тяжелая степень, например, глухота, он не способен разговаривать вообще либо произносит слова с сильным искажением.
  2. Наследственная предрасположенность. Бывает, что дети, родители которых начали говорить поздно, сталкиваются с такой же проблемой. Ничего удивительного в этом нет. Но если кроха даже к 3 годам не начинает разговаривать, то следует обеспокоиться и проконсультироваться со специалистом.
  3. Ослабление организма. Плохое речевое развитие может быть вызвано и тем, что малыш родился недоношенным либо страдает серьезной патологией, которая способствует задержке развития нервной системы.
  4. Испуг или психологическая травма. Такое возможно, к примеру, если ребенка слишком рано оторвали от матери. Выявить психологическую травму можно, обратив внимание на некоторые проявления. Такие малыши часто пугаются, вздрагивают от громкого шума, вида человека и прочего, а также страдают недержанием мочи.
  5. Дефицит внимания. Тот факт, что родители ввиду занятости слишком мало уделяют внимание своим деткам, может привести к речевому расстройству. Нужно всегда обращать внимание, когда малыш обращается, что-то просит, не стоит игнорировать его, ссылаясь на занятость. В результате ребенок может начать общаться намного позже своих ровесников.
  6. Чрезмерная опека. Но и перебарщивать с опекой детей также не следует. Если родители всегда удовлетворяют потребности малыша сразу же, как только он чего-то захочет, то у него отпадает необходимость разговаривать и объяснять свои потребности и желания.

Многие родители считают, что девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. Соответственно и говорить должны начинать первыми. Однако, не существует никаких научных подтверждений, которые бы обосновали такое мнение. Поэтому не стоит обращать на это внимание.

Случается и такое, что дети не желают разговаривать в 2 и даже 3 года, а затем начинают неожиданно для всех говорить, причем речь развивается очень быстро и за короткий промежуток времени идет целыми предложениями. Поэтому не следует беспокоиться, если кроха отлично понимает речь взрослых и нормально развивается во всех остальных направлениях. Выполняйте рекомендации, описанные в этой статье, и запаситесь терпением.

Но обязательно обращайте внимание на нарушения в развитии ребенка. Это может служить сигналом очень серьезных патологий.

Заболевания нервной системы как причина задержки развития речи

Развитие нервной системы играет важнейшую роль для всего организма, в том числе и для деятельности речевого аппарата. Фактором, почему ребенок не говорит в 2 года, может стать патология данной системы. Выделяют несколько форм речевого расстройства:

  • Дизартрия.
  • Афазия.
  • Моторная алалия.
  • Сенсорная алалия.

Дизартрия

Данное нарушение может протекать в средней, тяжелой и стертой степенях. Пациентов беспокоит сбивчивый ритм дыхания, наблюдается гнусавый оттенок голоса, произношение звуков смазывается, как будто ребенок говорит в нос.

Если малыш страдает тяжелой формой патологии, то нарушается тонус лицевой мышечной ткани, она становится слишком расслабленной либо, наоборот, напряженной.
Малыш не способен поднимать вверх язык, высовывать его, доставать до уголков ротовой полости. Наблюдается дрожь языка. Если пациент старается его удержать, то он приобретает синий оттенок, вызывается обильное отделение слюны.

К тому же у ребенка нарушается крупная и мелкая моторика. Он теряет способность прыгать, стоять на одной ноге, замечается неловкость рук, невозможность удерживать равновесие.

Возникнуть такой недуг может вследствие асфиксии или родовой травмы, повреждения или наличия новообразования в головном мозге, наследственная предрасположенность к заболеваниям центральной нервной системы.

Афазия

Эта патология также может быть причиной, почему ребенок не говорит в 2 года. Бывает, что у малыша нормально развивается слух и органы артикуляции, но происходит нарушение речи, которая уже начала формироваться. При афазии речь ребенка начинает искажаться, теряется смысл фраз, плохо произносятся звуки.

Данная патология может привести к тому, что произойдет задержка интеллектуального развития крохи. Расстройство может возникнуть, вследствие того, что ребенок получил травму головы, страдает опухолью либо воспалением мозга.

Моторная алалия

Это заболевание может проявляться в различных отклонениях. Ребенок может полностью не разговаривать, а может просто плохо говорить, путая окончания, склонение и так далее.
При тяжелой степени ребенок не может говорить в 2 года, хотя и воспринимает речь взрослого. При этом ребенок даже не способен самостоятельно расположить губы и язык в необходимое положение.

К причинам развития данного расстройства относится повреждение клеток тех частей головного мозга, которые отвечают за деятельность речевого аппарата, либо задержка их развития из-за травмы во время родов, перенесения инфекционных заболеваний, негативного влияния токсичных веществ на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

Дети, страдающие этой патологией, не понимают смысла речи окружающих людей, даже не могут воспринять отдельное слово. В некоторых случаях у пациента наблюдается такое состояние, когда он плохо говорит, произнося слова бессмысленно и бессвязно. Также возможно, что у малыша затормозится интеллектуальное развитие, появится раздражительность, проблемы с крупной и мелкой моторикой.

Из всего этого нужно сделать вывод, что при проявлении каких-либо выше перечисленных симптомов необходимо срочно обращаться к специалистам.

Данные специалисты работают с детьми, у которых нарушена или отсутствует речь. Они рекомендуют всем родителям малышей, у которых задерживается развитие речи выполнять следующие упражнения:

  • Показывать пальцем на какой-либо предмет, произнося четко его название. Затем взять руку ребенка и дотронуться до этого объекта, опять повторив слово. Крохе будет намного легче усвоить название предмета, если у него создастся какая-нибудь ассоциация с ним, например, что он холодный, гладкий и так далее.
  • Сесть напротив малыша, чтобы он видел лицо, и воспроизводить слова. При этом важно усиливать артикуляцию, шире открывая рот, сильнее вытягивая губы. Ребенок будет смотреть на родителя и пытаться повторить то, что он делает и произносит. Такое занятие придется всем детишкам по душе.
  • Изучать животных можно немного упростив задачу. Не следует учить полные слова, можно сначала попробовать изучить звуки, которые произносят звери. К примеру, показывать собачку и проговаривать «Ав-ав», кошку «Мяу, мяу» и так далее.
  • Петь простые песенки, написанные специально для маленьких деток. Нужно подобрать такое музыкальное произведение, в котором часто звучат одни и те же слова. Необходимо при этом активно артикулировать. Важно, чтобы ребенку 2 года была небезразлична эта песня, иначе он не захочет подпевать вам. Благодаря пению слова намного проще запоминаются и произносятся.

Проводя такие занятия ежедневно, нужно проявить терпение. Положительный результат обязательно будет, но не так скоро, как бы этого хотелось.

Если ребенок в 2 года не разговаривает, то проблемы могут носить психологический характер. В связи с этим стоит проконсультироваться и с психологом. Данные специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Чаще проводить такую игру, как подражание звукам животных или природы. К примеру, можно продемонстрировать малышу, как дует ветер «ууууу», в это время дуть на ребенка. Кроха обязательно постарается сделать то же самое. Также можно применить эту игру в процессе купания, воспроизводя звуки воды.
  2. Еще лучше будет, если родители совместят двигательную активность с изучением слов. Ведь большинство деток не любят сидеть на месте, поэтому могут не заинтересоваться игрой в одни слова. Для таких активных малышей рекомендуется проводить игру «Ладушки», показывать действия из какой-нибудь сказки и прочее.
  3. Нужно постоянно говорить обо всем, что происходит вокруг. Даже в процессе кормления ребенка необходимо говорить, что ему дают, почему это нужно кушать и так далее. Или усаживая в коляску, говорить, а какой предмет он садится, куда сейчас повезет его мама.
  4. Хорошей обстановкой для развития, является та, в которой присутствуют и другие малыши. Дети быстрее учатся разговаривать, общаясь со своими ровесниками.
  5. Важным занятием является чтение детских книжек. В процессе нужно делать паузы, акцептировать внимание крохи на тех словах, которые ему уже знакомы, давать возможность произносить их.
  6. Петь колыбельные песенки перед сном – это также прекрасный вариант упражнения для тех, кто плохо говорит. При этом нужно медленно растягивать слова в процессе пения, чтобы малыш мог их усваивать и в дальнейшем произносить.
  7. Обязательно требуется развивать мелкую моторику ребенка, которая тесно связана с деятельностью речевого аппарат. Нужно давать крохе щупать мелкие игрушки, к примеру, камушки, пуговицы, крупу и прочее. В современных детских магазинах можно найти огромное количество предметов, изготовленных именно для того, чтобы дети развивали мелкую моторику.

Мало знать способы, которые помогут развить речь, если ребенок не хочет говорить в 2 года. Самое главное, это сделать так, чтобы все занятия проходили интересно для самого малыша. В противном случае он просто не будет слушать родителей, думая, что его заставляют разговаривать.

Родителям необходимо проводить тренировки в форме игры, проявлять доброжелательность, демонстрировать, как это весело узнавать что-то новое. Тогда кроха намного быстрее привыкнет к окружающему его миру и станет активно принимать участие в его познании и озвучивании.

Стоит обратить внимание на то, что происходит внутри семьи. Должна быть создана такая атмосфера, чтобы ребенок в 2 года сам желал общаться с родителями. Не следует слишком сильно опекать свое чадо. Дети быстрее начнут развиваться, если в центре внимания будут объекты внешнего мира, их свойства, а не сам ребенок.

Также родителям стоит внимательнее присматриваться к своему малышу, возможно, получится самим подобрать наиболее оптимальный способ развития речи, который будет уместен в конкретной ситуации. Например, если ребенок любит слушать песни, то нужно чаще включать их, тогда он охотнее будет пополнять свой словарный запас.

Таким образом, способов, что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает, множество. Если родители не могут сами справиться с речевым развитием своего чада, то не стоит медлить с визитом к специалисту. Он разработает специальный комплекс упражнений, который нужно выполнять ежедневно, и будет наблюдать за динамикой развития речевого аппарата.