«Опять эта школа!» Что делать, если ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Что делать ученик не хочет учиться

На чтение 9 мин.

Термин «школа» не новый, он уходит своими корнями к античным мыслителям. Первые древнегреческие школы представляли собой беседы на природе между учеными и молодежью. Занятия не имели строго расписания, проводились на природе в тени деревьев, близ храмов. На таких занятиях мудрецы делились своими открытиями и наблюдениями, молодые люди задавали вопросы, которые их заинтересовали. Симбиоз умудренных ученых и молодежи давал свои плоды. После встреч у ученых появлялись новые идеи для открытий, а молодые люди получали знания.

Нежелание учиться связано с многими причинами

Современная школа превратилась для детей в тяжкую ношу. Непосильные задания, жесткие временные рамки, строгость и покорность. Не все свободолюбивые натуры могут это пережить. Не всегда учиться не хотят не способные дети. Но для родителей любого ребенка, который не имеет тяги к получению знаний, долгие годы превращаются в каторгу. С вопросом: «Что делать если ребенок не хочет учиться?», они обращаются к разным специалистам.

Основные проблемы школьного образования

  • Отсутствие индивидуального подхода к ученику.
  • Огромный объем материала, предметов, дисциплин.
  • Развитие у ребенка чувства покорности и безропотности, воспитание обывателей.
  • Принятие одного «единственно правильного» мнения, отсутствие времени для рассуждения и анализа.
  • Навязывание ярлыков и стереотипов.
  • Единый перечень предметов и часов по ним.
  • Преподаватели – одни и те же люди, если с ними не заладились отношения с самого начала, то ребенок начинает ненавидеть предмет.

Отказ учиться может сопровождаться агрессией

Каждая конкретная ситуация индивидуальна, для рассмотрения причин нужна консультация со специалистом, позитивный настрой ребенка и родителей. К сожалению, перестроить школьную систему не под силу изменить одному ученику, а получение аттестата является очень желательным. В сложившихся обстоятельствах нужно попробовать подстроиться под школьные правила и изменить то, что под силу.

В ходе доверительной беседы постарайтесь выяснить, какие причины отталкивают вашего ребенка от посещения занятий, нет ли действительно негативных сторон посещения.


Доверительная беседа поможет выявить причины

Среди наиболее частых причин нежелания учиться:


Здравые мысли и положительный опыт ближайшего окружения говорят нам о том, что обучение в современной школе – задача выполнимая. Всегда есть средств для решения конкретных проблем. Важно не терять доверительных отношений и вести диалог. Первые шаги должны быть направлены на решения конкретных проблем, а затем эффект усилит положительная мотивация.

Как помочь ребенку? Доверительная беседа

Важно начать с ребенком откровенный разговор без обид и обвинений, в ходе которого необходимо выяснить основные причины нелюбви к школе. Важно спросить ребенка, почему желание учиться пропало или не появлялось, что можно сделать для разрешения ситуации. Вы и ребенок должны общаться на равных, такие диалоги помогут вам лучше узнать дитя.


Психологическим давлением исправить ситуацию невозможно

Необходимо объяснить, что сложившаяся ситуация является разрешимой, а ее решение принесет положительные моменты всем сторонам.

Какие действия необходимо предпринять при выяснении причин непосещения занятий:

  1. Проблемы в общении с одноклассниками. В школе ребенок проходит не только обучение, но и общается и заводит дружеские отношения с одноклассниками. Если он лишен этой позитивной стороны нахождения в детском коллективе – начинаются трудности. Если ребенка обижают, угрожают, вымогают деньги, то здесь необходим комплексный подход с участием администрации школы, педагогами, родителями зачинщиков травли.


    Конфликты со сверстниками приводят к нежеланию идти в школу

  2. Если пустить все на самотек у ребенка может сложиться представление о всеобщей несправедливости и чувство безнаказанности по отношении к нему. Вспомните себя, как сложно сосредоточиться на работе, когда мешают личные проблемы. Не стоит утверждать, что это пустяковая причина непосещения школы, этим вы оттолкнете ребенка, больше он вам ничего не расскажет. Если ситуация позволяет, попробуйте дать совет ребенку, как решить все собственными силами. В случае успеха самооценка ребенка возрастет многократно. Вы будете выглядеть героем в глазах ребенка.
  3. После разрешения ситуации ребенок будет чувствовать большую защищенность и уверенность, теперь он знает, что семья его точно поддержит.
  4. Проблемы в конкретном учителе. Если есть сложности с отдельным предметом, возможно, дело в учителе. Многие дети проецируют чувства, которые вызывает учитель на конкретный предмет. В этом случае само подсознание отторгает учебный материал. Ребенок получает плохие отметки, а затем и вовсе избегает занятий. Причем остальные предметы могут даваться ему хорошо.
  5. Редко ученики не любят предметы, которые преподают доброжелательные позитивные педагоги.
  6. Проблема эта достаточно распространенная. Учителя старой закалки – очень требовательны и авторитарны, если ученик свободолюбив и открыто выражает свои чувства, то конфликта не избежать.


    Ребенок устает из-за нагрузок

  7. Многие педагоги имеют «любимых учеников», если ребенок не в их числе, то может возникнуть неприязнь. Помните и объясните ребенку, что педагоги – это обычные люди со своими слабостями. Не стоит поддерживать резкую критику учителя и гневные высказывания, этим вы лишний раз подчеркиваете, что модно унижать и оскорблять людей. Ребенок должен понять, что он выше всего этого.
  8. Если ребенок жалуется на несправедливость, то постарайтесь помочь ему с предметом. Когда знания школьника не оставят сомнений в предвзятости учителя стоит поговорить с классным руководителем. Если ситуация не изменилась, то придется отстаивать свою точку зрения перед педагогом.
  9. Ребенку не нравиться режим работы школы и ее удаленность. Большая часть учебных заведений работает в первую смену, если на это накладывается много времени на дорогу, то ребенок ежедневно рано встает. Возможно ваш ребенок по биоритму сова, пик активности его приходится на вечернее время, а утром от него трудно получить что-то вразумительное.
  10. Постарайтесь объяснить ребенку, что большую часть жизни ему придется рано вставать, в будущем он поступит в высшее учебное заведение, будет работать. Не всегда моно учесть особенности биоритмов, но если не учесть общественные пожелания, то это негативно отразится на всей жизни.
  11. Постарайтесь оптимизировать график ребенка. Возможно, он слишком долго делает домашнее задание, много времени проводит за компьютером, сильно загружен кружками и секциями.


    Влюбленность в старших классах также отвлекает от учебы

  12. Если есть школа неподалеку, то лучше рассмотреть этот вариант, возможно, она не такая престижная, но ваш ребенок будет ходить туда с удовольствием, только из-за того, что смоет поспать лишний час.
  13. Постарайтесь вывести ребенка на диалог, предложить ребенку выбрать способ решения проблемы.
  14. Плохое самочувствие, проблемы со здоровьем. Иногда ребенка необоснованно ругают за уныние, апатию, лень. Все эти состояния могут быть вызваны переутомлением и болезнью. Ребенок может уставать не только физически, но эмоционально, умственно. Все очень индивидуально, некоторые дети посещают несколько кружков и секций, а кто-то с горем пополам изучает только школьную программу.
  15. Необходимо проанализировать насыщенность дня ребенка, проверит состояние здоровья. Особенностью школы являются продолжительными блоки обучения, которые прерываются кратковременными каникулами. По-настоящему полноценным получается только летний отдых. Если вы видите упадок сил к концу четверти, то необходимо оптимизировать режим дня ребенка.
  16. Не всегда умственное переутомление явно заметно, ребенок становится рассеянным, невнимательным, раздражительным. Ежедневно оценивайте состояние ребенка. Увеличьте пребывание ребенка на свежем воздухе, старайтесь выполнить домашнее задание, а все остальное время посвятить двигательной активности. Стоит резко ограничить пребывание за различными гаджетами, конечно, невозможно полностью исключить. Процесс обучения требует взаимодействия с техникой. Необходимо очень эффективно работать на компьютере, это очень пригодится школьнику в институте и на работе.
  17. Ребенок считает обучение скучным и неинтересным.


    Часто детям не интересно учится

  18. Лень и скука – это естественная реакция организма на монотонные и изнуряющие занятия и домашнее задание. Безвыходная ситуация, которая не оставляет ребенку право выбора угнетает интерес. Даже работающий человек моет сменить место работы, в отличие от ребенка, которому в течение 10 лет придется бороться с системой. Большой срок обучения и безысходность делают свое дело.
  19. Отсутствует положительная мотивация и целесообразность обучения. У многих современных первоклассников отсутствует желание учиться с первого дня. Нельзя в этом обвинять ребенка, если он целый год готовился к первому классу на курсах, и устал к первому сентября. Необходимо даже в подготовке соблюдать меру.
  20. Большинство родителей по опыту предыдущих поколений приводят доводы отрицательной мотивации. На современных детей это не действует, они знают, что родители скоро отойдут и ограничение во благах можно пережить, игрушками и вкусными сладостями.


    Наказание не поможет


Поощряйте любой интерес к предметам, хвалите за достижения. Это самая эффективная положительная мотивация. Похвала придаст сил ребенку, повысит самооценку.

​​​​​​​Совместные занятия - настолько важная тема, что ей мы посвящаем еще один урок. Сначала поговорим о трудностях и конфликтах взаимодействия и о том, как их избегать. Начнем с типичной проблемы, которая ставит в тупик взрослых: многие обязательные дела ребенок вполне освоил, ему уже ничего не стоит собрать в ящик раскиданные игрушки, застелить постель или положить учебники в портфель с вечера. Но все это он упорно не делает!

«Как быть в таких случаях? - спрашивают родители. - Опять делать это вместе с ним?»

Может быть, нет, а может быть, да. Все зависит от «причин «непослушания» вашего ребенка. Возможно, вы еще не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе», то это не зря: возможно, ему еще трудно организовать себя, а может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка.

Вспомним: и при обучении езде на двухколесном велосипеде есть такая фаза, когда вы уже не поддерживаете рукой седло, но все равно бежите рядом. И это придает силы вашему ребенку! Заметим, как мудро наш язык отразил этот психологический момент участие в значении «моральная поддержка» передается тем же словом, что и участие в деле.

Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она возникает между вами и ребенком, в ваших взаимоотношениях с ним.

Одна девочка-подросток призналась как-то в беседе с психологом:

«Я бы уж давно убирала и мыла за собой посуду, но тогда они (родители) подумали бы, что победили меня».

Если ваши отношения с ребенком уже давно испортились, не стоит думать, будто достаточно применить какой-то способ - и все вмиг пойдет на лад. «Способы», конечно, применять надо. Но без дружелюбного, теплого тона они ничего не дадут. Такой тон - самое главное условие успеха, и если ваше участие в занятиях ребенка не помогает, больше того, если он отказывается от вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним.

«Я очень хочу выучить дочку играть на фортепьяно,- рассказывает мать восьмилетней девочки. - Купила инструмент, наняла учителя. Сама когда-то училась, да бросила, теперь жалею. Думаю, хоть дочка будет играть. Просиживаю с ней за инструментом часа по два каждый день. Но чем дальше, тем хуже! Сначала не засадишь ее заниматься, а потом начинаются капризы и недовольства. Я ей одно - она мне другое, слово за слово. Кончается тем, что она мне говорит: «Уходи, без тебя лучше!». А я ведь знаю, стоит мне отойти, как у нее все кувырком летит: и руку не так держит, и не теми пальцами играет, и вообще все быстро заканчивает: «Я уже позанималась».

Понятны озабоченность и самые лучшие намерения мамы. Больше того, она старается вести себя «грамотно», то есть помогает дочке в трудном деле. Но она упустила главное условие, без которого любая помощь ребенку превращается в свою противоположность: это главное условие - дружелюбный тон общения.

Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что-то сделать вместе, например, отремонтировать телевизор. Он садится и говорит вам: «Так, достань описание, теперь возьми отвертку и сними заднюю стенку. Да как ты откручиваешь шуруп? Не жми так!»… Думаю, можно не продолжать. Такая «совместная деятельность» с юмором описана английским писателем Дж.К. Джеромом:

«Я, - пишет автор от первого лица, - не могу спокойно сидеть и смотреть, как кто-нибудь трудится. Мне хочется принять участие в его работе. Обычно я встаю, начинаю расхаживать по комнате, заложив руки в карманы, и указывать, что надо делать. Такая уж у меня деятельная натура».

«Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе - значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».

Петя рос хилым, неспортивным мальчиком. Родители уговаривали его делать зарядку, купили турник, укрепили его в пролете двери. Папа показал, как надо подтягиваться. Но ничего не помогало - мальчик по-прежнему не испытывал интереса к спорту. Тогда мама вызвала Петю на соревнование. На стену повесили листок бумаги с графами: «Мама», «Петя». Каждый день участники отмечали в своей строчке, сколько раз они подтянулись, присели, подняли ноги «уголком». Много упражнений подряд делать было не обязательно, да и, как выяснилось, ни мама, ни Петя этого не могли. Петя стал зорко следить за тем, чтобы мама его не перегнала. Правда, ей тоже пришлось потрудиться, чтобы не отстать от сына. Соревнование продолжалось месяца два. В результате мучительная проблема зачетов по физкультуре была благополучно разрешена.

Расскажу еще об очень ценном способе, который помогает избавить ребенка и самих себя от «руководящих указаний». Этот способ связан с еще одним открытием Л. С. Выготского и много раз был подтвержден научными и практическими исследованиями.

Выготский нашел, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.

Заметьте, подобные средства - это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.

Приведу пример, как в одной семье удалось с помощью такого внешнего средства отменить, а точнее, передать самому ребенку «руководящие функции» родителей.

Андрею уже шесть лет. По справедливому требованию родителей, он должен сам одеваться, когда идет гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей. Мальчик же «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают все лености и невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день. Однако после консультации с психологом все меняется. Родители составляют список вещей, которые ребенок должен надеть. Список оказался довольно длинным: целых девять пунктов! Ребенок уже умеет читать по слогам, но все равно около каждого названия вещи родители вместе с мальчиком рисуют соответствующую картинку. Этот иллюстрированный список вешают на стену.

В семье наступает спокойствие, прекращаются конфликты, а ребенок оказывается чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь, бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т.д.

Легко угадать, что скоро произошло: мальчик запомнил этот список и стал собираться гулять так же быстро и самостоятельно, как его родители - на работу. Замечательно, что все это произошло безо всякого нервного напряжения - и сына, и его родителей.

Внешние средства

(истории и опыт родителей)

Мама двух дошкольников (четырех и пяти с половиной лет), узнав о пользе внешнего средства, решила этот способ испробовать. Вместе с детьми она составила список обязательных утренних дел в картинках. Картинки были повешены в комнате детей, в ванне, в кухне. Изменения в поведении детей превзошли все ожидания. До этого утро проходило в постоянных напоминаниях мамы: «Поправьте постели», «Идите умываться», «Пора за стол», «Уберите за собой посуду»… Теперь же дети наперегонки старались выполнить каждый пункт списка. Такая «игра» продолжалась месяца два, после чего Дети сами стали рисовать картинки для других дел.

Другой пример: «Мне надо было уехать в командировку на две недели, и в доме оставался только мой шестнадцатилетний сын Миша. Помимо других забот, меня беспокоили цветы: их надо было аккуратно поливать, что Миша совсем не привык делать; у нас уже был печальный опыт, когда цветы засохли. Мне пришла в голову счастливая мысль: я обернула горшки листами белой бумаги и написала на них большими буквами: «Мишенька, полей меня, пожалуйста. Спасибо!». Результат оказался прекрасным: Миша установил очень добрые отношения с цветами».

В семье наших друзей в прихожей висела особая доска, на которою каждый член семьи (мама, папа и двое детей-школьников) могли приколоть любое свое сообщение. Там были и напоминания, и просьбы, просто короткая информация, недовольства кем-то или чем-то, благодарность за что-то. Доска эта была поистине центром общения в семье и даже средством разрешения трудностей.

Рассмотрим следующую очень частую причину конфликтов при попытке сотрудничать с ребенком. Бывает, родитель готов учить или помогать сколько угодно и за тоном своим следит - не сердится, не приказывает, не критикует, а дело не идет. Такое случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети.

Запомнился один эпизод. Это было на Кавказе, зимой, во время школьных каникул. На лыжном склоне катались взрослые и дети. А посередине горы стояла небольшая группа: мама, папа и их десятилетняя дочка. Дочка - на новых детских горных лыжах (редкость в то время), в замечательном новом костюме. Они о чем-то спорили. Оказавшись рядом, я невольно услышала следующий разговор:

Томочка, - говорил папа, - ну сделай хоть один поворот!

Не буду,- капризно дергала плечами Тома.

Ну, пожалуйста,- включалась мама. - Нужно только немного толкнуться палками… смотри, папа сейчас покажет (папа показывал).

Сказала не буду - и не буду! Не хочу, - говорила девочка, отворачиваясь.

Тома, мы ведь так старались! Специально ехали сюда, чтобы ты научилась, за билеты дорого заплатили.

А я вас не просила!

Сколько детей, - подумала я, - мечтают о таких вот лыжах (для многих родителей они просто не по средствам), о такой возможности оказаться на большой горе с подъемником, о тренере, который научил бы кататься! А у этой нарядной девочки есть все. Но она, как птица в золотой клетке, ничего не хочет. Да и трудно захотеть, когда вперед любому твоему желанию «забегают» сразу и папа, и мама!

Нечто похожее порой происходит с уроками.

В психологическую консультацию обратился отец пятнадцатилетней Оли.

Дочь ничего не делает по дому; в магазин сходить не допросишься, посуду оставляет грязной, белье свое тоже не стирает, оставляет намоченным на 2-З дня. Вообще-то родители готовы освободить Олю от всех дел - лишь бы училась! Но учиться она тоже не хочет. Придет из школы - либо на диване лежит, либо на телефоне висит. Скатилась на «тройки» и «двойки». Родители не представляют, как она в десятый класс перейдет. А о выпускных экзаменах и вовсе думать боятся! Мама работает так, что через день дома. Эти дни она думает только об Олиных уроках. Папа звонит с работы: села ли Оля заниматься? Нет, не села: «Вот папа придет с работы, с ним и буду учить». Папа едет домой и в метро учит по Олиным учебникам историю, химию… Приезжает домой «во всеоружии». Но не так-то легко упросить Олю сесть заниматься. Наконец, где-то в десятом часу Оля делает одолжение. Читает задачу - папа пытается ее объяснить. Но Оле не нравится, как он это делает «Все равно непонятно». Упреки Оли сменяются уговорами папы. Минут через десять вообще все кончается: Оля отталкивает учебники, иногда закатывает истерику. Родители теперь думают, не нанять ли ей репетиторов.

Ошибка Олиных родителей не в том, что они очень хотят, чтобы их дочка училась, а в том, что они этого хотят, если можно так выразиться, вместо Оли.

В таких случаях мне всегда вспоминается анекдот: Бегут по перрону люди, торопятся, опаздывают на поезд. Поезд тронулся. Еле-еле догоняют последний вагон, вскакивают на подножку, им кидают вдогонку вещи, поезд уходит. Оставшиеся на перроне в изнеможении падают на чемоданы и начинают громко хохотать. «Чему вы смеетесь?» - спрашивают их. - «Так ведь уехали-то наши провожающие!».

Согласитесь, родители, которые готовят уроки за своих детей, или «поступают» вместе с ними в вуз, в английскую, математическую, музыкальную школы, очень похожи на таких горе-провожающих. В своем эмоциональном порыве они забывают, что ехать-то не им, а ребенку. И тогда тот чаще всего «остается на перроне».

Так случилось и с Олей, чью судьбу удалось проследить в течение следующих трех лет. Она с трудом окончила школу и даже поступила в неинтересный для нее инженерный вуз, но, не закончив и первого курса, бросила учиться.

Родители, которые слишком многого хотят за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил, ни времени на собственные интересы, на личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна: ведь приходится все время тащить лодку против течения!

А чем это оборачивается для детей?

«По любви» - «Или за деньги»

Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное ему - учиться, читать, помогать по дому, - некоторые родители встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» ребенку (деньгами, вещами, удовольствиями), если он будет делать то, что от него хотят.

Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что мало эффективен. Обычно дело кончается тем, что претензии ребенка растут - он начинает требовать все больше и вперед - а обещанных изменений в его поведении не происходит.

Почему? Чтобы понять причину, нам нужно познакомиться с очень тонким психологическим механизмом, который лишь недавно стал предметам специальных исследований психологов.

В одном эксперименте группе студентов стали платить за игру в головоломку, которой они увлеченно занимались. Скоро студенты этой группы стали играть заметно реже, чем те их товарищи, которые никакой платы не получали.

Механизм, который здесь, а также во многих подобных случаях (житейских примерах и научных исследованиях) следующий: человек успешно и увлеченно занимается тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению. Если же он знает, что получит за это плату или вознаграждение, то его энтузиазм снижается, а вся деятельность меняет характер: теперь он занят не «личным творчеством», а «зарабатыванием денег».

Многим ученым, писателям, художникам известно, как убийственна для творчества и уж по крайней мере чужда творческому процессу, работа «по заказу» с ожиданием вознаграждения. Нужна была сила личности и гениальность авторов, чтобы в этих условиях возникли «Реквием» Моцарта и романы Достоевского.

Поднятая тема наводит на многие серьезные размышления, и прежде всего о школах с их обязательными порциями материала, которые надо выучить, чтобы потом ответить на отметку. Не разрушает ли подобная система естественной любознательности детей, их интереса к познанию нового?

Однако, остановимся здесь и закончим лишь напоминанием всем нам: давайте осторожнее обращаться с внешними побуждениями, подкреплениями, стимулированиями детей. Они могут принести большой вред, разрушив тонкую ткань собственной внутренней активности детей.

Передо мной мама с четырнадцатилетней дочкой. Мама - энергичная женщина с громким голосом. Дочка - вялая, безразличная, ничем не интересуется, ничего не делает, никуда не ходит, ни с кем не дружит. Правда, она вполне послушная; по этой линии у мамы к ней никаких претензий.

Оставшись наедине с девочкой, спрашиваю: «Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты у нее попросила?». Девочка надолго задумалась, а потом тихо и нерешительно ответила: «Чтобы я сама хотела того, что хотят от меня родители».

Ответ меня глубоко поразил: насколько же родители могут отнять у ребенка энергию его собственных желаний!

Но это крайний случай. Гораздо чаще дети борются за право желать и получать то, в чем они нуждаются. И если родители настаивают на «правильных» делах, то ребенок с тем же упорством начинает заниматься «неправильными»: не важно чем, лишь бы своим или пусть даже «наоборот». Особенно часто это случается с подростками. Получается парадокс: своими стараниями родители невольно отталкивают детей от серьезных занятий и ответственности за собственные дела.

К психологу обращается мама Пети. Знакомый комплекс проблем: «не тянет» девятый класс, уроки не делает, книгами не интересуется, а в любую минуту норовит ускользнуть из дома. Мама потеряла покой, очень озабочена Петиной судьбой: что с ним будет? Кто из него вырастет? Петя же - румяный, улыбчивый «ребенок», настроен благодушно. Считает, что все в порядке. Неприятности в школе? Ну ничего, как-нибудь уладятся. А вообще - жизнь прекрасна, вот только мама отравляет существование.

Сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, то есть незрелости детей - очень типично и абсолютно закономерно. Почему? Механизм здесь простой, он основан на действии психологического закона:

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

«Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить», - гласит мудрая пословица. Можно заставить ребенка механически заучивать уроки, но такая «наука» осядет в его голове мертвым грузом. Больше того, чем настойчивее будет родитель, тем нелюбимее, скорее всего, окажется даже самый интересный, полезный и нужный школьный предмет.

Как же быть? Как избегать ситуаций и конфликтов принуждения?

Прежде всего, стоит присмотреться, чем больше всего увлекается ваш ребенок. Это может быть игра в куклы, в машинки, общение с друзьями, собирание моделей, игра в футбол, современная музыка… Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными. Однако помните: для него они важны и интересны, и к ним стоит отнестись с уважением.

Хорошо, если ваш ребенок расскажет вам, что именно в этих делах интересно и важно для него, и вы сможете посмотреть на них его глазами, как бы изнутри его жизни, избегая советов и оценок. Совсем хорошо, если вы сможете принять участие в этих занятиях ребенка, разделить с ним это увлечение. Дети в таких случаях бывают очень благодарны родителям. Будет и другой результат такого участия: на волне интереса вашего ребенка вы сможете начать передавать ему то, что считаете полезным: и дополнительные знания, и жизненный опыт, и свой взгляд на вещи, и даже интерес к чтению, особенно если начать с книг или заметок об интересующем его предмете.

В этом случае ваша лодка пойдет по течению.

Для примера приведу рассказ одного отца. Сначала он, по его словам, изнывал от громкой музыки в комнате своего сына, но потом пошел на «последнее средство»: собрав скудный запас знаний английского языка, он предложил сыну разбирать и записывать слова зарубежных песен. Результат оказался удивительным: музыка стала тише, а у сына пробудился сильный интерес, почти страсть, к английскому языку. Впоследствии он окончил институт иностранных языков и стал профессиональным переводчиком.

Подобная удачная стратегия, которую порой интуитивно находят родители, напоминает способ прививки ветки сортовой яблони к дичку. Дичок жизнеспособен и морозоустойчив, и его жизненными силами начинает питаться привитая ветка, из которой вырастает замечательное дерево. Сам же культурный саженец в земле не выживает.

Так и многие занятия, которые предлагают детям родители или учителя, да еще с требованиями и упреками: они не выживают. В то же время они хорошо «прививаются» к уже существующим увлечениям. Пусть поначалу эти увлечения «примитивны», но они обладают жизненной силой, и эти силы вполне способны поддержать рост и расцвет «культурного сорта».

В этом месте я предвижу возражение родителей: нельзя же руководствоваться одним интересом; нужна дисциплина, есть обязанности, в том числе неинтересные! Не могу не согласиться. О дисциплине и обязанностях мы будем говорить подробнее позже. А сейчас напомню, что мы обсуждаем конфликты принуждения, то есть такие случаи, когда вам приходится настаивать и даже требовать, чтобы сын или дочь выполняли то, что «надо», и это портит настроение обоим.

Вы, наверное, уже заметили, что в наших уроках мы предлагаем не только то, что стоит делать (или не делать) с детьми, но и то, что нам, родителям, стоит делать с самими собой. Следующее правило, которое мы сейчас обсудим, как раз о том, как работать с собой.

Мы уже говорили о необходимости вовремя «отпускать руль», то есть переставать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Однако это правило касалось постепенной передачи ребенку вашей доли участия в практических делах. Теперь же речь пойдет о том, как добиться, чтобы эти дела были сделаны.

Ключевой вопрос: чья это должна быть забота? Поначалу, конечно, родителей, а со временем? Кто из родителей не мечтает, чтобы их ребенок сам вставал в школу, сам садился за уроки, одевался по погоде, вовремя ложился спать, без напоминаний отправлялся на кружок или тренировку? Однако во многих семьях забота обо всех этих делах так и остается на плечах родителей. Знакома ли вам ситуация, когда мама регулярно будит подростка по утрам, да еще воюет с ним по этому поводу? Знакомы ли вам упреки сына или дочери: «Почему ты мне не…?!» (не приготовила, не пришила, не напомнила)?

Если такое случается в вашей семье, обратите особое внимание на Правило 3.

Правило 3

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Пусть вас не пугают слова «снимайте с себя заботу». Речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашим сыну или дочери взрослеть. Передача им ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь - самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения - более спокойными и радостными.

Это было давно. Я только что окончила ВУЗ, и у меня родился первый ребенок. Время было трудное, работа - малооплачиваемая. Родители получали, конечно, больше, ведь они проработали всю жизнь.

Однажды в разговоре со мной отец сказал: «Я готов тебе помогать материально в экстренных случаях, но не хочу делать это постоянно: этим я принесу тебе только вред».

Эти его слова я запомнила на всю жизнь, а также то чувство, которое у меня тогда возникло. Его можно было бы описать так: «Да, это справедливо. Спасибо за такую особую заботу обо мне. Я постараюсь выжить, и, думаю, справлюсь».

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что отец сказал мне и нечто большее: «Ты достаточно крепко стоишь на ногах, теперь иди сама, я тебе больше не нужен». Эта его вера, выраженная совсем другими словами, очень помогала мне потом во многих трудных жизненных обстоятельствах.

Процесс передачи ответственности ребенку за его дела очень непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием своего ребенка. Возражения бывают примерно такие: «Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут большие неприятности в школе?» Или: «Если не буду заставлять ее делать уроки, она нахватает двоек!».

Как это ни парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. (На уроке 9 мы поговорим об этом подробнее.)

Данную истину можно записать как Правило 4.

Правило 4

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Наше Правило 4 говорит о том же, что и известная пословица «на ошибках учатся». Нам приходится набираться мужества и сознательно давать детям делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.

Домашние задания

Задание первое

Посмотрите, есть ли у вас столкновения с ребенком на почве каких-то дел, которые, по вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Выберите одно из них и поделайте некоторое время с ним вместе. Посмотрите, лучше ли у него пошло дело с вами? Если да, перейдите к следующему заданию.

Задание второе

Придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том или ином деле ребенка. Это может быть будильник, написанное правило или соглашение, таблица или что-то другое. Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь, что ему удобно им пользоваться.

Задание третье

Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: «Сам», над правой - «Вместе». Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. (Хорошо, если вы заполните таблицу вместе и по взаимному согласию.) Затем посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам». Помните, каждое такое перемещение - важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех. В Боксе 4-3 вы найдете пример такой таблицы.

Вопрос родителей

ВОПРОС: А если, несмотря на все мои страдания, ничего не получается: он (она) по-прежнему ничего не хочет, ничего не делает, с нами воюет, да и мы не выдерживаем?

ОТВЕТ: О трудных ситуациях и ваших переживаниях мы еще много будем говорить. Здесь же мне хочется сказать одно: «Пожалуйста, наберитесь терпения!» Если вы действительно будете стараться помнить Правила и упражняться, выполняя наши задания, результат обязательно будет. Но он может стать заметным нескоро. Иногда проходят дни, недели, а иногда и месяцы, и даже год-два, прежде чем посеянные вами семена дадут всходы. Некоторым семенам надо побыть в земле дольше. Лишь бы вы не теряли надежду и продолжали рыхлить землю. Помните: процесс роста в семенах уже начался.

ВОПРОС: Разве всегда нужно помогать ребенку делом? По своему опыту знаю, как важно, чтобы иногда кто-то просто посидел рядом, послушал.

ОТВЕТ: Вы совершенно правы! Каждый человек, тем более ребенок, нуждается в помощи не только «делом», но и «словом», и даже - молчанием. К искусству слушать и понимать мы сейчас и перейдем.

Пример таблицы «САМ-ВМЕСТЕ», которую составила мама со своей одиннадцатилетней дочкой

Сама

1. Встаю и собираюсь в школу.

2. Решаю, когда сесть за уроки.

3. Перехожу улицу и могу переводить младших брата и сестру; мама разрешает, а папа нет.

4. Решаю, когда мне мыться.

5. Выбираю, с кем дружить.

6. Разогреваю и иногда готовлю себе еду, кормлю младших.

Вместе с мамой

​1. Иногда делаем математику; мама объясняет.

2. Решаем, когда можно пригласить к нам друзей.

3. Делим купленные игрушки или конфеты.

4. Иногда спрашиваю совета у мамы, чем мне заняться.

5. Решаем, что будем делать в воскресенье.

Сообщу одну подробность: девочка - из многодетной семьи, и можно видеть, что она уже довольно самостоятельная. В то же время видно, что есть дела, в которых она по-прежнему нуждается в мамином участии. Будем надеяться, что пункты 1 и 4 справа скоро переместятся в верхнюю часть таблицы: они уже на полпути.

  • Не хочет учиться
  • Не хочет заниматься спортом
  • Большинство родителей могут с уверенностью сказать, почему их дети не хотят ходить в школу. Многие из них наблюдают картину, как их ребенок просто ленится и весь день сидит за планшетом , а школу посещает только чтобы пообщаться с одноклассниками и поиграть в игры. Родители приходят в ужас, не зная, что дальше делать. На самом деле решение проблемы довольно простое: им следует выяснить, почему их ребенок не хочет учиться.

    Причины плохой успеваемости

    Ответственность за учебу берут родители

    Иногда мама излишне опекает малыша, контролирует его шаги, действия и слова на всех этапах его развития. Когда ребенок взрослеет, поступает в первый класс и начинает учиться, опять мама вмешивается в процесс обучения, собирает портфель, делает иногда за него уроки. Тем самым она просто тормозит его самостоятельность и мешает становиться школьником. В таких ситуациях ребенок лишается права голоса, ведь все за него решат родители. В этой ситуации полностью пропадает желание думать и действовать.

    Родители должны понимать, что помощь и внимание очень нужны в процессе обучения, но ни стоит перегибать палку. Хуже, когда детей начинают жестко контролировать, то есть отдавать приказы, которые он будет выполнять. В итоге при обеих ситуациях у ребенка, конечно, пропадет желание учиться, а некоторые дети к тому же будут еще и грубить, конфликтовать.

    Неблагоприятная обстановка в семейном окружении способствуют лишь замкнутости и тревожности, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его умственную деятельность.

    Неуверенность в себе, заниженная самооценка

    Откуда берется такое непринятие себя у ребенка - спрашивают многие родители. Все дело в том, что родители часто проецируют на детях все свои желания и ожидания. Это самая распространённая их ошибка. Ставя перед ребенком высокие цели и запросы, они не замечают тем самым, что ему это не интересно. А не получив положительный результат, всеми способами показывают свою разочарованность в малыше, что не смог, не оправдал надежды. И это может происходить не только в период школы, но еще раньше - в детском саду.

    Такой ребенок чувствует тревожность, неуверенность в своих силах, чувство вины, он часто говорит «У меня не получится, «Я плохой». Также если у ребенка присутствуют дефекты внешности или речи, конечно, он будет стесняться отвечать на уроках.

    Гиперактивность

    Из-за особенностей нервной системы такие дети переполнены энергией, которая мешает успешному усвоению информации. В классе они мешают другим ребятам, встают во время урока, кривляются, что, естественно, влияет не только на учебу и на отношение учителя.

    Зависимость

    На успеваемость в начальных классах влияет зависимость ребенка от игр и прогулок с друзьями, в более старшем возрасте дети зависят от компьютера и планшета, а подростки имеют пристрастие к вредным привычкам. Всё это мешает учебе, а задача родителей - вовремя обратить на это внимание.

    Одаренный, но ленивый

    Про таких детей часто говорят «дети - индиго». Это когда с самого рождения ребенок обладает уникальными способностями, а родители мечтают о его успехах. Такие дети очень умные не по годам, обычно читают много книг, получают информацию из разных источников. Рано начинают говорить, читать и писать. Поэтому поступая в школу, они могут смело заявить, что им это неинтересно, так как они все знают. Отсюда возникает нежелание учиться, лень одолевает.

    Отсутствие интереса к учебе и школьной мотивации

    Образовательные школы придерживаются в процессе обучения той или иной программы. Она бывает полезной и интересной для детей, или наоборот скучной и простоватой. Каждый предмет в школе ведет свой преподаватель.

    Учащиеся не умеют еще разделять понятия «предмет» и «учитель»: если не интересен преподаватель, то им не будет нравиться и предмет.

    Крайне сложно найти такую школу, чтобы весь педагогический состав был творческий и креативный. Чтобы помочь ребенку учиться, нужно учитывать его интересы. Если у ребенка есть представление, кем он хочет стать или чем будет заниматься, то появится и мотивация, цель и желание учиться.

    Болезненный ребенок

    Дети, которые имеют различные заболевания, во-первых, часто пропускают школу из-за своих недомоганий, во-вторых, иногда любят симулировать такие приступы, жалуясь на плохое самочувствие или головную боль. Все их жалеют и помогают, а учитель делает поблажки. Здесь у ребенка возникает вопрос, а зачем учиться, ведь и так поставят хорошую оценку.

    Особенности темперамента

    Процесс успешной учебной мотивации еще зависит от типа нервной системы у ребенка.

    Все мы помним, что с рождения у ребенка преобладает один из 4х типов темперамента:

    1. Меланхолик.
    2. Сангвиник.
    3. Флегматик.
    4. Холерик.

    Ребенку со слабой нервной системой очень сложно будет учиться, такие дети тяжело переживают неудачи, они плаксивы и не уверены в своих действиях и словах. Поэтому для них важны перерывы в работе для восстановления работоспособности.

    А вот дети с сильной нервной системой могут плодотворно работать, учиться и выдерживать любую умственную нагрузку до шести уроков в день. Приходя домой, тут же садятся за уроки. Им легче всего дается совмещение учебы и посещение дополнительных секций в отличие от других детей.

    Что делать родителям в таких ситуациях

    Начальная школа

    Специалисты считают, что первоклашки чаще всего имеют следующие страхи и переживания:

    1. У меня будет сердитый учитель.
    2. Я не смогу завести друзей.
    3. Как же сложно делать уроки.

    Первоклассники не идут в школу, так как понимают, что придется рано просыпаться и идти на занятия, что за некоторые оценки их будут ругать родители.

    • Расставаясь с ребенком, обнимите малыша и скажите, что обязательно за ним придете.
    • Положите фотографию, где вы вместе, в портфель, это придаст ему уверенности в себе и напомнит о вас.
    • Пусть он возьмет с собой в школу любую игрушку, иногда детям можно играть с ними на переменах.
    • Заранее познакомьте ребенка со школой. Подойдите к учителю вместе, пусть он с улыбкой встретит его и возьмет за руку.
    • Почитайте книгу «Лесная школа» М. Панфилова. В ней вы найдете много рассказов и сказок про школьные правила и атрибутику. Сопереживая сказочным персонажам, проживая вместе с ними трудности обучения и страхи, дети быстрее адаптируются к школе. В каждой сказке есть свои игры и упражнения для различных жизненных ситуаций, которые можно выполнить в домашних условиях.

    • Поиграйте в игру «Первоклассник». Пусть он попробует собрать в свой портфель все нужные школьные предметы и объяснит, зачем они в школе нужны.
    • Предложите различные упражнения на развитие мелкой моторики и координации «Узоры»; «Графические диктанты» ; «Дорисуй животное».
    • Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к школе, посетите психолога, он проведет диагностику психических процессов, после чего проведет развивающие занятия и психологически подготовит к школе.
    • Прорепетируйте, как он будет вставать в школу, собирать портфель, где будет висеть одежда. Это приучат малыша к самостоятельности.
    • Используйте в своих играх и достижениях мотивационное пособие Календарь успехов "Детская неделя" И. Подоляк.

    • Поиграйте в учителя, пусть он выполнит задание, а потом сам его проверит красной ручкой, это может снизить тревожность перед оценками. Не забудьте обсудить все ошибки.
    • Дайте обещание, что за некоторые оценки вы не будете наказывать, а сначала разберёте ошибки и научите его, как добиваться хорошего результата.
    • После первого дня учебы сходите всей семьей в парк, кино. Покажите, что для вас важно то, что он уже подрос и пошел в школу! Устройте веселый праздник, пригласите друзей!

    Среднее звено

    Психологи считают, что школьники в 9-12 лет не желают учиться из-за конфликтов с учителями.

    Именно в этот период у них закладываются первые зачатки характера. Поэтому им трудно сделать выбор между собственными желаниями и мнением окружающих, это и провоцирует конфликты.

    Что делать родителям

    • Поговорите и выясните, что беспокоит ребенка, и связана ли эта тревожность со школой.
    • Посетите учителя, пусть он прояснит вам причины неуспеваемости и поможет вам определиться в дальнейших действиях.
    • Иногда негативное поведение ребенка напрямую может быть связано с атмосферой дома. Ведь известно, что дети – зеркало семьи. Постарайтесь не выяснять конфликты в присутствии ребенка.
    • Дети должны быть всегда уверены, что получат от вас поддержку в любой ситуации.
    • Напомните им интересные случаи из вашей школьной жизни, посмотрите фотоальбомы.
    • Хвалите ребенка за старание и вознаграждайте.
    • Выполните следующие упражнения «Мой портрет в лучах солнца». Пусть ребенок нарисует солнышко, в середине него себя, а по краям напишет все положительные черты и достоинства. Это придаст ему уверенность, покажите, что лучей может быть больше.

    • Поиграйте в игру «Король (королева) школы». Ребенок должен представить, что школа - его королевство, и только он может устанавливать здесь свои законы и порядки.
    • Относитесь с осторожностью ко всем детским переживаниям, научитесь слушать и понимать его, занимайте позитивную позицию.
    • Позволяйте самому принимать решение, выбирать, какую одежду надевать, и что делать, пусть научиться отвечать за свои поступки.
    • Если он жалуется на преподавателя, посетите школу и решите этот вопрос, а своему ребенку скажите, что не будете обращать внимание на оценку по этому предмету.

    С проблемой отсутствия у ребёнка желания учиться сталкивается большинство родителей. Какого-то одного универсального рецепта решения этой проблемы не существует, т.к. причины чаще всего носят индивидуальный характер, и какие-то эффективные советы и рекомендации можно дать только после тщательного анализа конкретного случая. Но несколько общих закономерностей всё-таки нужно определить, чтобы адекватно понимать проблему в её общих очертаниях.

    Итак, что делать, если ребёнок не хочет учиться? Сначала надо понять - почему не хочет.

    Причины

    Причины бывают разные. Всё зависит от целого ряда факторов - возраста ученика, пола, ситуации в семье, негативного отношения к конкретному учителю, полного отсутствия интереса к учёбе вообще, отсутствия способностей, индивидуальных психологических особенностей.

    Мальчик играет в машинку, обложившись учебниками

    Одно дело, когда не хочет учиться ученик начальной школы, который просто никак не может приспособиться к учебному процессу - постоянно опаздывает, отвлекается на уроке, плохо усваивает учебный материал.

    Совсем другое дело, когда речь идёт об ученике 10–11 класса, уже вполне серьёзно смотрящего на жизнь, который уже давно понял, что неспроста он все школьные годы считается нерадивым учеником (двоечником), т.к. не дано ему понять ни сложных точных наук, ни более простых гуманитарных. Но он уже, возможно, знает про себя, что он способен делать много другого, чего не умеют делать его прилежные в учёбе одноклассники - или автомобили ремонтировать, или хорошо в футбол играть, или на гитаре играть. Такой ученик уже давно махнул рукой на учёбу, ходит в школу уже просто так, лишь бы хоть как-то её закончить, получить аттестат. Учиться его заставить очень сложно.

    Отдельно можно выделить такую распространённую проблему, как нежелание учится у мальчиков в старших классах, вызванное элементарным стремлением показать свой «мужской характер» в период активного полового созревания. Такое поведение является очень распространённым среди подростков. Оно является абсолютно нормальным с точки зрения психологии, несмотря на то, что нередко перерастает в откровенное хамство по отношению к учителям.

    Также следует различать ещё несколько моментов: является ли нежелание учиться временным или постоянным, распространяется ли оно на все учебные дисциплины, или только на некоторые. Нередко бывает, что мотивация пропадает у учеников по сезонам - в начале или в конце четверти (учебного года).

    Что делать, чтобы заставить ребёнка учиться

    Независимо от индивидуальных особенностей конкретной ситуации и конкретного ребёнка, есть несколько общих рекомендаций, как исправить положение.

    Первое: создать максимально благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу

    Очень часто родители и учителя совершают большую ошибку, когда пытаются заставить ребёнка учиться одними только криками, руганью, наказаниями, шантажом. Этого всего делать не надо. Чем больше на ребёнка давят, тем больше он сопротивляется. И даже если он под сильным прессингом всё-таки будет выполнять какие-то конкретные действия - выучит параграф, решит задачу - это не будет способствовать формированию у него благожелательного отношения к учебному процессу. Наоборот - внутри него будет копиться только злость, обида и ненависть, которую он будет вымещать при каждом удобном случае.

    Ребенок пытается учиться

    Поэтому надо постараться избавиться от привычки постоянно ругать (и уж тем более бить!) ребёнка за отсутствие желания учиться. Нужно стараться действовать уговорами, каким-то методами поощрения и т.д.

    Здесь немаловажное значение имеет общая жизненная ситуация, и особенно - наличие какого-то дорогого ему друга. Кто будет выполнять роль этого друга - это уже второй вопрос. Важно, чтобы это был кто-то из тех взрослых, кто постоянно присутствует в его жизни, и к кому ребёнок хорошо относится. Это может быть один из родителей, или старший брат (сестра), если он уже взрослый, или кто-то из учителей, или просто сосед дядя Вася. Важно найти такого человека и поручить ему быть именно добрым взрослым другом. И пусть он при каждом удобном случае очень мягко пытается уговорить ребёнка сделать домашнее задание.

    Также будет очень хорошим фактором, если получится договориться с учителями не ставить ребёнку двойки, хотя бы временно.

    Второе: попытаться вызвать интерес к изучаемому предмету

    Этот метод может быть актуален не в целом для всего учебного процесса, а для одного отдельного предмета, если у ученика нет тяги именно к нему. Такое бывает часто - ученик не хочет учиться, к примеру, на уроках биологии. И даже если он своё нежелание объясняет родителям негативным отношением к учителю, который, по его словам, сильно и несправедливо к нему придирается, то одного только изменения отношения учителя к ученику будет недостаточно. Даже если после ряда разговоров и переговоров учитель согласится относиться к этому ученику намного более доброжелательно - от этого не возникнет у него желание учиться. От преподавателя потребуется разработать какую-то индивидуальную методику, чтобы заинтересовать этого ученика именно объектом изучения - животным миром, растениями, интересными фактами, или интересными формами работы на уроке (играми).

    Мама помогает дочке делать уроки

    Третье: установить тотальный контроль

    По собственному тяжёлому педагогическому опыту знаю: максимально доброжелательное отношение к ребёнку вкупе с очень строгим тотальным контролем - это очень действенный (если не самый действенный) метод. Как мы написали выше - надо постараться создать вокруг ребёнка благоприятную психологическую обстановку, избавить его от ругани и наказаний.

    Но! При этом надо постоянно его контролировать: сделал ли уроки дома, все ли принадлежности положил в рюкзак, вовремя ли вышел из дома утром, все ли уроки посетил. Такой контроль должны осуществлять совместно все взрослые - родители, классный руководитель (это его прямая обязанность) и учителя-предметники. Нужно приучить ребёнка к тому, что если, к примеру, не сделал домашнее задание, то он обязательно должен будет его сделать - всё это проконтролируют. Ребёнок должен знать, что теперь родители не будут верить ему на слово, когда он просто отвечает на их вопрос коротко: «Уроки сделал». Они должны обязательно проверить - всё ли сделал. Проверить каждый предмет, каждое задание.

    Зачастую нерадивые ученики привыкают откровенно лгать родителям, а те просто делают вид, что верят. Он сказал, что сделал все уроки - родители сделали вид, что поверили. А так быть не должно. Они должны лично сами убедиться, что он их сделал. А поскольку он на самом деле не сделал, то очень настойчиво (но без злости, крика, ругани) ему сказать, что он должен сделать уроки. Просто потому что должен, и всё. И чем чаще будут такие проверки, тем меньше у него будет желания лгать. Особенно эффективно это будет работать, если не разрешать ребёнку делать то, что ему хочется, пока не сделает уроки. Метод старый, но действенный.

    Контроль над школьником

    Многие родители не хотят лишний раз конфликтовать с ребёнком, и именно поэтому делают вид, что верят ему. Но нужно помнить, что формирование мотивации к учёбе - дело сложное и долгое, требующее большого терпения.

    И обязательно эта работа должна быть совместной. Будет отнюдь не лишним, если классный руководитель и учителя-предметники будут проявлять пусть и не совсем удобную, но всё-таки необходимую настойчивость (или даже назойливость). Учителя могут, к примеру, вечером звонить (а то и прийти прямо домой) с вопросом: «Готов ученик к завтрашнему дню? Все уроки сделал?» Уж лучше быть излишне настырным, но при этом доброжелательным, чем отстранённым, но при этом злым и раздражённым.

    Так же строго необходимо контролировать посещаемость. Если ученику свойственно опаздывать или даже прогуливать уроки, то нужно взять это дело именно под строгий контроль - постоянно следить за ним.

    Как показывает опыт, даже самых нерадивых учеников таким методом можно за 2–3 месяца заставить хоть что-то делать на уроках и дома. Тут важны терпение и полное взаимопонимание между родителями и педагогическим коллективом.

    Четвёртое: разработать систему поощрений

    Этот метод является самым спорным и неоднозначным с точки зрения педагогики. Но очень часто бывает, что, во-первых, без него уже никак не обойтись, а во-вторых - он приносит свои плоды. Метод прост: от взрослых требуется за каждую хорошую оценку ребёнка чем-то поощрять. Что конкретно будет ему преподноситься - вопрос второй. Важно, чтобы у ученика была вполне конкретная цель - что-то заработать. Это может быть какая-то покупка («Закончишь год без троек - купим тебе велосипед»), поездка куда-нибудь летом и т.д.

    Система поощрений и наказаний для школьника

    Важно, чтобы все обещания родителей всегда сдерживались. Поэтому нужно давать только выполнимые обещания, и на всякий случай заранее договариваться о каких-то запасных вариантах.

    И желательно по возможности поощрять детей нематериальными ценностями (и уже тем более не деньгами), а какими-то другими радостями.

    Чего делать не надо

    1. Постоянно только наказывать и ругать ребёнка. Даже при самом нерадивом отношении к учёбе, при самом хамском отношении к учителям надо постараться понять причины такого поведения, поискать приемлемые способы мотивации.
    2. Всегда идти на поводу у ребёнка, при первой же его жалобе сразу идти в школу и скандалить. От каких бы то ни было скандалов с педагогами лучше вообще постараться отказаться. Не стоит при каждом случае стремиться перевести ребёнка в другой класс или даже другую школу.
    3. Всегда надеяться только на учителей. Родители должны помнить, что у педагогов нет всех тех действенных методов воздействия на ребёнка, которые есть у родителей. И если ребёнок учиться не хочет, то решить эту проблему можно только сообща!
    4. Постоянно игнорировать все замечания учителей, вызовы в школу и т.д. На каждый сигнал из школы обязательно надо реагировать.
    5. Впадать в уныние, разводить руками и отказываться вообще хоть что-то предпринимать, объясняя это тем, что «всё бесполезно, его не заставишь». Побудить к учёбе можно даже глубокого старика, если суметь его по-настоящему заинтересовать.

    Обязательно проявляйте интерес к жизни своих детей, каждый день обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - сложный, но посильный процесс. Родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

    Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

    Сегодня многие родители жалуются на то, что их ребенок не хочет учиться. Для решения этой проблемы в ход они пускают все, начиная с изнурительных бесед со своим чадом и до «санкций» в виде «папиного ремня». Однако в большинстве случаев ничего не помогает. Что же делать в такой ситуации?

    Самое важное найти причину нежелания ребенка учиться, которая, как это ни странно, зачастую кроется в нас самих (родителях). Давайте разберемся почему.

    Чаще всего данная проблема характерна для тех семей, где родители полностью втянуты в процесс обучения своего чада, а именно «учатся» за него. Это выражается буквально во всем: они следят за тем, что задали на дом, собирают за него портфель, проверяют или вместе делают домашнее задание, при этом родитель стоит за плечом ребенка и постоянно указывает на допущенные им ошибки. Большинство родителей твердо убеждены в том, что от успешности учебы ребенка в школе зависит его обеспеченность в будущем. Конечно, некоторая правда в этом существует. Однако значение имеют не только оценки, которые сын или дочь получают в школе, но и навыки и умения, а также чувства, которые у них останутся после ее окончания.

    Если ребенок, пребывая в школе, часто находится в состоянии сильного напряжения, страха или стресса, если там он постоянно чувствует себя неуверенным, неуспешным, плохим, если в его сознании постепенно формируется отвращение и ненависть к обучению, то после школы он вряд ли будет с любовью относиться к учебе. Скорее всего, он всеми силами будет стараться как можно скорее покончить с этим этапом в своей и жизни, и не возвращаться к нему больше. Поэтому принуждая своего ребенка в процессе учебы можно достичь противоположных целей. Существует достаточно примеров, когда родители напрочь отбивают у детей желание к чтению, занятиям музыке, заставляя и критикуя детей по любому поводу в свое время.

    В наше время детям учиться в школе достаточно не просто, но все же справиться самостоятельно с этим для них возможно. Только при условии, что ребенок не обладает непомерными амбициями родителей, если он учится там, где учебные требования не превышают его возможностей, если от него не ждут того, что он сможет реализовать несбывшиеся мечты родителей, а так же если ожидания учителя относительно ребенка не выше его способностей. Вначале кроху необходимо научить учиться, только в этом случае в дальнейшем он самостоятельно сможет освоить школьную программу. А уж насколько успешным будет его процесс обучения, зависит, в том числе, от его умственного потенциала.

    Среди многих родителей бытует мнение, что от природы все дети ленивы, что они только и думают о развлечениях, играх, бездельничестве. Конечно, такое мнение имеет под собой основание, но только в случае с детьми, которым удалось вырваться из под контроля родителей на несколько минут или часов. Именно такие дети за отведенный им промежуток времени стремятся сделать все то, что им долго и категорически запрещали. Основная же масса ребятишек расположена к занятиям делом в разумном сочетании с отдыхом, стремится к успеху и может сосредоточенно заниматься, если понимают, что за это в ответе они сами, что любые ошибки или победы будут только их. Дети гораздо активнее отзываются на то занятие, которое они в состоянии организовать самостоятельно, на конечный результат которого они могут оказать влияние, и в котором они вправе распределять свои усилия и время.

    Те родители, которые могут позволить себе не работать, часто фокусируют все свои заботы на учебе ребенка, всячески помогая ему в этом нелегком труде, чем создают серьезные проблемы не только себе, но и своему чаду. Чаще всего такая чрезмерная опека во всем происходит из соображений типа «Он такой несобранный и невнимательный, за ним нужен глаз да глаз, иначе вообще ничего делать не будет» или «Вот мне в своем время никто не помогал, и мне было очень трудно, поэтому для (сына, дочери) я сделаю все от меня зависящее». Несмотря на благость намерений родителей, реальные потребности ребенка не всегда с ними совпадают.

    Чаще всего причиной несобранности и невнимательности детей в период освоения школьной программы является неумение управлять собой, которому они должны были научиться в дошкольный период. Этого не произошло во многом из-за того, что все или, во всяком случае, многое делали и решали за них взрослые (родители, бабушки и дедушки), либо детей попросту от всего ограждали, поэтому они не могли реализовать что-то самостоятельно от начала и до конца. Все эти проблемы особенно остро проявились в школе, которая начинает усиливать предыдущие воздействия. Если ребенка дома постоянно контролировали, то усиливается контроль, если слишком опекали – усиливает опеку. Только вот эти меры ничего не решают, проблема остается. Более того, она усиливается, в результате чего ребенка начинают уговаривать, наказывать, если не помогло первое, делать за него. Видя все это, у маленького человека пропадает желание учиться, что, в общем-то, и так не просто в рамках современной системы образования.

    Контроль над ребенком родители полностью берут в свои руки. Их требования и приказной тон становятся все жестче, при этом воля малыша сводится на нет. Процесс обучения и оценки становятся приоритетом для родителей, и в меньшей степени для отпрыска. Плюс ко всему у ребенка формируется сильное сопротивление к их нажиму, которое может проявляться в разных формах: лень, капризы, саботаж, частые и долгие походы в туалет, возмущение, попить, конфликты, забывание домашних заданий, скандалы, откладывание уроков на потом, открытое выражение протеста (особенно в подростковый период). В ответ на это родители, как правило, показывая пальцем на ребенка, как только его не называют (лоботряс, лентяй, бестолковый, балбес и т.п.), в зависимости от размера словарного запаса. Родители не могут признать тот факт, что не только ребёнок виноват в сложившейся ситуации, ведь, по их мнению, они всегда и все делали правильно.

    Со временем ребенок при таком тотальном родительском контроле теряет мотивацию к тому, чтобы что-то делать, а также необходимую для этого энергию, плюс ко всему в нем нарастает сопротивление к этому внешнему «благому» давлению. Чем сильнее давление, тем больше сопротивление, если воля ребенка уже не была сломлена и подчинена родительской воле. Если ваше дитя противится вашему мнению и имеет свое, вы должны радоваться, поскольку он в силах отстоять свое Я и свою личность, не дав ее растоптать и уничтожить. Задачей родителей в данном случае является выявление причины такого яростного сопротивления и ее устранение. Ведь, сопротивляясь, организм ребенка тратит огромное количество энергии, и становится слабым вдвойне.

    Представьте, что когда вы уходите на работу, кто-то из членов семьи вас регулярно проверяет, написали ли вы отчет, все ли с собой взяли. Вам бы это не понравилось, но к этому вы бы быстро привыкли. А когда-нибудь, вам забудут напомнить про отчет, вы его действительно оставите дома, тогда возмущенно вы скажите жене «Ты почему мне не напомнила!», переложив всю вину на нее. Она же в ответ скажет, что «Я не обязана помнить про твой отчет!». Конечно, не обязана. Так не нужно лезть не в свое дело. В данном случае, получается, виноваты оба, одна взяла на себя ответственность, а другой послушно отдал.

    А какие чувства возникнут у вас, если над вами, после работы, кто-то будет довлеть, указывая, что и когда нужно делать, не взирая на ваши интересы и предпочтения. Если этим человеком будет ваша жена, думаю, вы с ней бы расстались, если мама – нашли бы вариант как разъехаться, несмотря на любовь и уважение к ней. Это нормально, когда у тебя возникает чувство ненависти к тому, кто вас принуждает что-то делать против вашей воли. Вы бы желали, чтобы ваш ребенок испытывал такое чувство к вам? А если при этом еще стояли у вас за спиной и кричали на вас каждый раз, когда бы вы допускали в своей работе ошибку, или заставляли переписывать, потому что не аккуратно написано, вы смогли бы собраться, сконцентрировать внимание, у вас бы возрос интерес к вашей работе? То же самое происходит и с детьми. Только вот они не могут показать свое возмущение, стукнуть кулаком по столу, как взрослые, послать всех, так как бояться огорчить родителей или ослушаться их. Они тратят свои силы также на подавление чувства страха и злости, испытываемые в этот момент. Неудивительно, что у них нет желания учиться.

    Что же делать? Перестать контролировать? Родители таких детей уверены, что если ослабить контроль, такие дети вообще забросят уроки и скатятся на двойки. Естественно, если ребенку 9-10 лет, и все он прожил под неусыпным родительским контролем, сейчас полностью освободить от надзора родителей означает однозначную его неудачу в управлении собой и собственной учебой. Этому необходимо учиться, при этом ребенок будет делать это с риском того, что успеваемость его будет находиться первое время не на том уровне, каком хотелось бы вам. В данном случае родителям следует сделать выбор между оценками, которые не отличаются высоким уровнем при наличии такой проблемы, и временем, которое необходимо для формирования у ребенка навыков самоконтроля и самоуправления. Это время должно стать временем учебы ребенка, а не вашей учебой за него. В течение этого периода родители должны быть готовы к тому, что вначале их чадо будет ожидать от них привычных действий, не увидев которые, будет провоцировать на них, или забросит с радостью учебу, но потом поймет, что отстающим двоечником в классе быть не особенно приятно. Постепенно ребенок сможет научиться подводить себя самого к действию, вначале с переменным успехом, далее все лучше, до первых хороших оценок, полученных самостоятельно.

    В особо запущенных случаях, когда ребенок, привыкнув к совместной работе, не готов делать все самостоятельно, что говорит об отсутствии веры в собственные силы или страхе ошибиться, инфантильности или психологической незрелости, можно попробовать вначале с занятий, которые ребенок делал всегда с легкостью. Более сложные занятия он должен выполнять самостоятельно, изредка советоваться с вами в случаях, если что-то непонятно. Важно, чтобы ребенок научился планировать, когда и что ему делать. В случае если он не успеет что-то сделать, то пойдет в школу с не выученными уроками, чтобы получить законную двойку, расстроиться, и в конечном итоге самостоятельно ее исправить. Чтобы успех пришел гораздо быстрее, отмечайте каждую победу вашего сына или дочери в умении осуществлять контроль над собой, и не реагируйте негативно на неудачи, а попытайтесь совместно с ребенком разобраться и выявить причины, почему так все вышло.

    Очень важно, чтобы родители в момент, когда они предоставили ребенку возможность самому себя контролировать, было чем заняться самим. В большинстве случаев сверхопека и сверхконтроль над ребенком – это еще одна возможность компенсировать свою нереализованность в профессии или в жизни.

    Понятно, что желание учиться необходимо развивать родителям у ребенка в дошкольном возрасте.

    Несколько советов, как вести себя родителям в этот период, чтобы развить желание ребенка к учебе.

    • В младшем дошкольном возрасте для ребенка огромное значение имеет любовь родителей, поэтому не забывайте об этом говорить малышу. Оказывайте ему психологическую поддержку, будьте доброжелательны и снисходительны к нему. Ваши требования не должны носить настойчивый и строгий характер.
    • Никогда не пытайтесь сравнивать способности своего ребенка с другими детьми, учеба не должна быть стрессом для дитя.
    • Каждый ребенок обладает своим уровнем способностей, который может и не дотягивать до ваших ожиданий. Поэтому следует быть более реалистичными в своих ожиданиях и умерить свое тщеславие.
    • Старайтесь не перегружать ребенка занятиями, чтобы не вызвать в его сознании негативных эмоций.
    • При выборе занятий стоит учитывать темперамент и интересы ребенка, иначе пользы такие занятия не принесут.
    • Прививайте ребенку любовь к чтению, читая сами и читая малышу. Поощряйте все его самостоятельные шаги.
    • Учите ребенка планированию своих дел, а также доведению всего начатого им до конца. Учите правильно распределять время, требующееся на отдых и работу.
    • Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за его успехи, не акцентируйте внимание на неудачах, помогайте совершенствоваться в том, что не получается.
    • Не ставьте перед ребенком заведомо невыполнимых задач, поскольку неудачи деморализуют неокрепшие умы.
    Очень важно, чтобы родители смогли создать располагающую к успешному обучению обстановку. Взрослые являются неким посредником между внешним миром и ребенком. Ответственность за успешность ребенка лежит на родителях. Родители должны быть очень терпеливы, ведь будущее детей находится в их руках.