Арриго сакки тотальный футбол. Наиболее полный календарь спортивных дат и событий

Арриго Сакки может вернуться в структуру «Милана». Алексей Логинов рассказывает, как один из лучших тренеров ХХ века может пригодиться «россонери» в ХХI.

Берлускони хочет видеть Сакки в «Милане». И уже довольно давно. Но почему-то они все никак не могут воссоединиться. На этот раз в итальянской прессе появилась информация, будто экс-тренеру «россонери» прочат место наставника Филиппо Индзаги – дескать, так пожелал сам президент. На самом же деле пока речь идет лишь о должности координатора молодежного сектора – то, чем Сакки занимался в течение последних четырех лет в FIGC.

Наставничество – достаточно распространенное в Италии явление, как правило, практикуется в низших дивизионах. При этом на пост спортивного директора приглашается знаменитый тренер, а командой руководит кто-то из молодых. Несколько лет назад так работали Луиджи Симони и Фабио Пеккья в «Губбио». Правда, закончилось все очень быстро – после серии поражений на старте сезона Пеккья был уволен, и Джиджи пришлось самому вставать к штурвалу. Разумеется, есть и более удачные примеры – Франческо Гвидолин и Андреа Страмаччони в «Удинезе». Но мало кому понравится, если за его спиной будет маячить один из самых легендарных тренеров в истории футбола. Вот и Филиппо Индзаги поспешил разграничить роли и заявил, что хотя Сакки – гуру, но он сам привык принимать решения.

Да и Пророк из Фузиньяно, судя по всему, не имеет ни малейшего желания вмешиваться в дела Индзаги – его присутствие в Коверчано никак не влияло на стиль игры Национале. С Чезаре Пранделли они в основном обменивались дежурными комплиментами. Куда больше Сакки взаимодействовал с тренером молодежной сборной. В успехе на Евро-2013 – в Израиле «адзуррини» добрались до финала – есть и его заслуга. Впоследствии Девис Манджа признавался, что Сакки с первых дней взял над ним шефство и активно помогал в тактических и иных вопросах. Арриго не остался в долгу – летом 2013 он порекомендовал своего подопечного Галлиани в качестве альтернативы Массимилиано Аллегри.

Рассуждая об актуальности возвращения Сакки в Миланелло, было бы ошибкой просто попытаться перенести его идеи из 1980-х в реалии сегодняшнего дня. Тотальный прессинг, использование искусственного офсайда, максимальная компактность, зонная защита, линейная расстановка 4-4-2, лекции до полуночи и нарисованные прямо на дверях тактические схемы – все это было тогда. Но ведь Арриго не тренирует уже 15 лет. За это время его последователи успели пройти путь от слепого копирования методик Сакки до почти полного их отрицания. Да и сама scuola sacchiana разделилась на несколько направлений, которые настолько же далеки друг от друга, как ситхи и джедаи.

Поэтому очень сомнительно, что Арриго, который за четыре года в «Милане» сделал больше, чем иные за всю жизнь, не придумал бы ничего нового. Скорее всего, он бы сосредоточился на развитии систем прессинга, ведь, выступая в качестве эксперта на итальянском телевидении, он часто восхищается методами Хосепа Гвардиолы. По его словам, именно в этом направлении и должен эволюционировать современный футбол. Тот футбол, у истоков которого стоял он сам.

Идеи Сакки, считавшиеся в конце ХХ века революционными, сегодня в том или ином виде используются ведущими европейскими командами. Некоторые из них актуальны и для современного «Милана».

1. Зонный принцип обороны

Заблуждается тот, кто считает, что именно Сакки изобрел «зону». В действительности же он лишь усовершенствовал систему, родоначальниками которой были Маэстрелли и Лидхольм. В те годы многие тренеры знали, в каком направлении нужно двигаться, но только Сакки удалось добиться от футболистов синхронности. Кроме того, он был противником теории, что звезд уже нельзя научить каким-то новым приемам. Его знаменитая фраза: «Футболист (calciatore) – тот, кто умеет бить по мячу. А игрок (giocatore) – тот, кто понимает игру». (Слово «calcio» с итальянского также переводится как «удар ногой», «пинок»). Поэтому с первого и до последнего дня Сакки пытался превратить футболистов в игроков – он учил понимать игру и терпеть не мог тех, кто думал, что все знает: «Они, словно старые плотники, которые считают, что не должны узнавать что-то новое!»

Сакки объяснял, что при игре в защите на поле существуют четыре ориентира – мяч, пространство, соперник и партнеры, поэтому любой маневр должен совершаться с их учетом. Похоже, что некоторым не помешало бы освоить азы зонной обороны – достаточно разобрать этот гол «Аталанты» в ворота «Милана».

Подобно Сергею Эйзенштейну, стремившемуся найти новый кинематографический язык, Арриго Сакки поспособствовал развитию языка, на котором простые смертные могли поговорить о замыслах тренеров. То, что раньше объяснялось лишь жестами, разными cazzo и vaffanculo, обрело почти поэтическое звучание. Пошла мода на телевизионные посиделки, во время которых эксперты и бывшие футболисты, а также блондинки, музыканты и киноактеры в течение нескольких часов обсуждают схемы, роли, баричентро , качество прессинга, трансформацию модуля в атакующей фазе и многое другое.

Сакки испытал на себе, каково это – чувствовать неприязнь так называемых профессионалов. Поэтому он никогда не переставал делиться знаниями с другими. Похищенный у богов кальчо огонь достался людям.

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Телеграм-канал Алексея Логинова

Последние материалы блога:

Просмотр видеоконтента предоставлен ntvplus.ru (ОАО НТВ-ПЛЮС). Фото: Fotobank /Getty Images/Claudio Villa, David Cannon/Allsport, Paolo Bruno

    The Whitehouse Address
    11.03.2014

    У «Арсенала» дежа вю: опять гунеры приехали на «Альянс арену» с надеждой отыграть два мяча у «Баварии». Может, сам по себе подход «Арсенала» к первой игре и заслуживает определенного одобрения, но результат игры команды Венгера принес болельщикам только разочарование. После красной карточки и, возможно, после незабитого пенальти маятник решительно качнулся в сторону, противоположную «Арсеналу», и «Бавария» спокойно доминировала в оставшееся время матча. Второй раунд противостояния, похоже, будет простой формальностью для немецкой команды.

    Оба тренера удивительно схожи в своих подходах. Правда, в распоряжении Гвардиолы – не только величайшая команда планеты, но и тренерская проницательность, которой все-таки сегодня недостает французскому специалисту. Тем не менее, обоих тренеров можно сравнить с Арриго Сакки, а их достижения (в той или иной степени) — с достижениями знаменитого итальянца.

    С точки зрения Арриго Сакки, бывшего тренера «Милана» и сборной Италии – последнего тренера, сумевшего два раза подряд выиграть Кубок европейских чемпионов, футбол не изменился c начала 1990-ых. Это интересная точка зрения тренера, считающегося футбольным революционером и великим тактиком, возглавлявшим одну из сильнейших команд Европы. Арриго Сакки – легендарная и знаковая личность в футболе.

    Говорить сегодня о том, что в этой игре ничего не изменилось – довольно смело, даже если это и не совсем соотносится с истиной. Все-таки за последнее время на авансцену тактических схем вышла расстановка 4 – 2 – 3 – 1, кроме того исчезла позиция свободного защитника, либеро (хотя вполне возможно, что скоро она появится вновь). Не говоря уж о том, что роли и функции самих игроков на поле претерпели серьезные изменения. Конечно, футбол трансформировался. Может, просто Сакки говорит о том, что работа тренера осталась такой, какой была?

    Многие заметят, что современные тренеры – лучше подготовлены, более интеллектуальны, они не только хорошие управленцы, но и отличные психологи, ну и уж конечно проницательные тактики. Но если всё это так, то Сакки прав: сфера футбола не изменила свои границы со времен, когда он тренировал «Милан». Сакки сочетал в себе все эти качества. Он был гениальным тренером – креативным, неортодоксальным, способным убедить группу игроков мирового уровня, что его чуждая итальянскому футболу схема «4 – 4 – 2» и связанная с ней тактика постоянного прессинга и есть формула успеха.

    Не забудьте, что на тот момент он был никому не известен ни как тренер, ни как игрок (Сакки никогда не выступал в профессиональном футболе). При этом он настоятельно требовал от футболистов «Милана» изменить их сложившийся осторожный, оборонительный подход к игре на более атакующий и агрессивный. Именно его способность внушать и убеждать принесли ему успех, и именно эти черты сделали знаменитыми многих современных тренеров. И если мы посмотрим на влияние, которое оказали на современный футбол Венгер и Гвардиола, мы найдем эти совпадения и сходства.

    Важность убеждения

    Когда Арсен Венгер приехал в Лондон в 1996 году, он оказался в футбольной лиге, которая явно уступала другим ведущим национальным лигам в тактике и научном подходе к игре. В то время, как многие европейские чемпионаты изменялись по многим параметрам – формированию состава, питанию футболистов, работе на иностранном трансферном рынке, — английский футбол как будто застыл в течение последних десятилетий (наиболее радикальные изменения происходили в Англии у телевизионщиков).

    Венгер убедил игроков «Арсенала» поменять их привычки, перейти к здоровому образу жизни, прежде всего в плане правильного питания, а также более внимательно относиться к тренировочному процессу, осознать его ценность. Воспользовавшись международным трансферным рынком, он привел в команду несколько выдающихся футболистов, выстроив в итоге команду-победителя, которая бросила вызов «Манчестеру Юнайтед», прервав его доминирование в английском футболе. Прошло 18 лет – и можно сказать, что он произвел еще и экономическую революцию, в результате которой у «Арсенала» появился современный стадион и бизнес-модель, что позволило сделать лондонский клуб одним из самых прибыльных в футбольном мире. Таким образом, Арсен Венгер проявил не только свой тренерский талант, но и экономический, а также психологический — талант убеждения.

    Что касается Гвардиолы, то он также произвел революцию в клубе в соответствие со своими идеалами и принципами. Впрочем, у него безусловно было преимущество: он был знаменитым игроком «Барселоны». И все-таки, когда он в 2008 году пришел в этот клуб в качестве главного тренера, далеко не все верили в то, что он профессионально пригоден. Как Сакки и Венгер, он должен был доказывать, что эти сомнения напрасны. И он это доказал, причем весьма убедительно.

    Гвардиола выстроил одну из величайших команд в истории мирового футбола. Эта команда могла соперничать и с «Миланом» Сакки, и с «Непобедимыми» Венгера. Гвардиола убедил команду согласиться и следовать его методам, его тактике и подходу к футболу. И впереди их ждал невероятный успех. Даже Венгер признает, что эта команда была лучшей из всех тех, что он видел на футбольном поле: «До сих пор в моей жизни эта команда была наилучшей – из тех, против кого мне удалось сыграть. А первые полчаса сыгранного между нами первого матча на «Эмирэтс», были лучшим образцом футбола из того, что я когда-либо видел.»

    Приход Гвардиолы в «Баварию» был сопряжен с другими трудностями: необходимо было в чем-то убеждать футболистов, которые только что в составе этого клуба выиграла высшие футбольные титулы, доминировали в Европе в предыдущем сезоне и были весьма довольны положением дел и своей игрой. Зачем нужно что-либо менять? Но у Гвардиолы была иная точка зрения, и он последовательно убеждал игроков в том, что его методы, его путь принесет клубу еще больше успехов и повысит качество футбола. В принципе, так оно и вышло. Сегодня «Бавария» выглядит лучше, чем в прошлом сезоне – а ведь в прошлом сезоне, казалось, что уже просто нельзя быть лучше на поле…

    И у Гвардиолы, и у Венгера есть много общего, с точки зрения их влияния на игроков и той революции, которую они совершили в своих клубах. Как и Сакки, они смогли убедить футболистов изменить свой подход и самоотверженно работать на команду.

    Игра с жестким прессингом Сакки была построена на основе сплоченности, взаимопонимания и самоотверженной игры команды. У каждого игрока была строго очерченная роль, каждый работал на команду. Гвардиола перенес подобный стиль игры в «Барселону» — и эта тактика была исключительно важна в успехе его команды. Метод всех трех команд был основан на преобладающем владении мячом и быстром переходе от обороны к атаке. Мастерство, скорость и интеллект стояли в основе убеждений тренеров.

    Кроме того, безусловно на всех этих тренеров повлиял Ринус Михелс. Сакки боготворил Михелса и трепетно относился к его наследию и философии игры – и действительно, философия тотального футбола революционизировала игру для будущих поколений.

    Креативные игроки

    Все трое тренеров верят в необходимости иметь в команде креативных игроков – то есть, тех, кто может взломать оборону соперника неожиданным решением, тех, кто может организовать контроль мяча. Как говорит Венгер, «Результат в итоге делают великие футболисты — именно они и определяют разницу в классе на поле.»

    Тем не менее, прошедшее десятилетие стало «эрой специальных футболистов». Ключевым игроком успешных команд становится опорный полузащитник – такой, как Макелеле. Сакки же вовсе не является поклонником этой позиции на поле. Он говорил: «В моем футболе плеймейкером является тот, у кого в данный момент мяч. Кстати, а вот если говорить о Макелеле, то вряд ли он смог бы стать плеймейкером. У него просто нет такого количества идей – что делать с мячом. Зато в отборе и разрушении он великолепен ».

    Тем не менее, футбол становится игрой узких специалистов. Сторонники тотального футбола пытались бороться с этой тенденцией, но процветали не они, а такие, как Моуриньо. В середине прошлого десятилетия Сакки сказал, что футбол стал «сводиться к управлению индивидуумов, поэтому футболисты с узкой специализацией размножаются с огромной скоростью. Индивидуальные действия вытесняют командную игру. Но в конце концов, это ведь показатель слабости, реакционная тенденция.»

    Идея коллективной игры, достижения успеха командными действиями была временно утеряна. А это значит, был утерян баланс – между атакой и обороной. Не существовало более единого организма. Венгер как раз и хотел избавиться от индивидуальных «специалистов», надеясь на создание команды из креативных игроков, как и Сакки. Впрочем – за локальными успехами Венгера последовали неудачи.

    Тогда на арену вышел Гвардиола. Именно он и воплотил эти идеи в реальность, создав команду в стиле Сакки — коллектив плеймейкеров, сплоченный в команду. Гвардиола революционизировал футбол или, если можно так выразиться – вернул футболу идеалы Арриго Сакки.

    Проблема же Венгера была в том, что он пытался воссоздать тот же самый стиль, тот же самый успех в «Арсенале», как средневековый алхимик, — но при этом у него не было основного ингредиента. И в этом они и отличались – Гваридола и Венгер.

    Основной ингредиент

    Сакки был чрезвычайно педантичен в плане подготовки команды, особое внимание он уделял позициям футболистов и расстоянию, дистанции между линиями. Для него было важно, чтобы игроки ощущали себя единым целым и были сфокусированы на своих задачах, особенно в тех случаях, когда они не владели мячом. То же самое делал и Гвардиола в «Барсе».

    Гвардиола напоминал генерала, который организует и готовит свою команду к каждой игре, тщательно планируя предстоящий поединок. Пожалуй, только Моуриньо может сравниться с ним с точки зрения углубленной тактической подготовки команды, работы над движением, выбором позиции и пониманием стратегии.

    Но Венгер отличался от Гвардиолы, хотя и тот и другой верили в тотальный футбол. Венгер, в отличие от испанского тренера, не признавал и не признает жесткого управления командой на всех уровнях.

    Когда Венгера спросили о соперничестве между ним и Гвардиолой, о таланте Гвардиолы в тренерской ипостаси, он сказал: «Футбол – не шахматы. Он принадлежит игрокам. Мы только подготавливаем команду, чтобы она хорошо себя проявила в предстоящем матче. Но не забывайте, что главные герои находятся на поле, а не на тренерской скамейке.»

    Итак, Венгер полагает, что футбол – не шахматы. Что ж, думается, что он все-таки ошибается. Философия Венгера сосредоточена вокруг игроков и связана с необходимостью добиться реальной заинтересованности, вовлеченности в дела команды, а также — ответственности за результат. Кроме того – его философия связана с предоставлением игрокам свободы в принятии решений. У Гвардиолы же каждая деталь продумана и спланирована, всё рассчитано, управление командой четкое и выверенное, направленное на достижение совершенства в игре.

    Сакки знал важность этого метода, знал это и Гвардиола. Главный тренер – не аниматор и куратор, а лидер и генерал. По этой причине Венгеру и не удалось достичь успеха, с точки зрения трофеев, в последние девять лет. Он предоставил игрокам слишком много свободы в игре, а это требует более интеллектуального тактического подхода. Сакки прав – игра не изменилась с его эпохи, поскольку эти принципы были ключевыми и в то время. А Венгер, похоже, просто не хочет принять это как должное.

    Вера Венгера в самоуправление игроков на поле вызывает восхищение, но именно это и стало причиной его тренерского регресса. Он старался сблизиться с командой, но ведь до конца это сделать просто невозможно. С другой стороны, качество игры и успех как раз и зависят от влияния тренера на игроков. Талантливые, правильно натренированные футболисты всегда добиваются успеха — достаточно посмотреть на достижения Моуриньо.

    Продолжающиеся неудачи «Арсенала» в Европе или в матчах с ведущими английскими командами вызваны соответствующим подходом Венгера к тренерской деятельности. Венгер всегда старался позволить своим игрокам самим управлять игрой на поле, самим принимать решения. Но даже с такими футболистами, как Адамс, Виейра, Бергкамп и Анри он не смог завоевать главных европейских титулов. Всегда чего-то не хватало. И сегодня его команда прекрасно подготовлена в техническом плане, но ей явно недостает лидера и организации игры.

    Гвардиола же, напротив, доказал, что игрокам необходим тренер, чтобы слепить из них сплоченный коллектив и команду. Игрокам нужно готовиться к каждому сопернику, причем тщательно готовиться, не упуская никаких деталей. Успех Сакки следует из его тренерского метода: стиль и сами футболисты – это очень важно, но построение команды – самое важное, это ключевой параметр успеха. Гвардиола и Моуриньо знают данный маленький секрет, и их успехи подтверждают это.

    Венгер конечно может верить в тотальный футбол, может всеми силами пытаться репродуцировать качество и стиль «Милана» Сакки и «Барсы» Гвардиолы, но без ключевого параметра у него вряд получится что-нибудь серьезное и великое. Ему следовало внимательно прочитать название книги Ринуса Михелса, которое укажет ему на причину отсутствия титулов у его команды в последнее десятилетие. Книга называется «Построение команды».

    Вполне возможно, что скоро два тренера вновь встретятся – и скорей всего, Гвардиола в очередной раз окажется сильнее своего конкурента. Венгер конечно может сослаться на качество игроков на поле, но не лучше ли ему задуматься о влиянии правильной тренерской работы на этих самых игроков? Не лучше ли подумать – а не является ли ошибочным его подход к игре? В 64 года вероятно уже поздно менять свои установки и принципы, с другой стороны – с нынешними установками и принципами он никогда не добьется успеха в Европе.

    Я закончу статью цитатой из Арриго Сакки, из его определения главного тренера: «Это маэстро, у которого свой собственный стиль, и который понимает, что ему необходимо нацеливаться на качество игры, причем это стремление не должно быть поверхностным. Я иду к конкретному булочнику не из-за того, что он считается хорошим специалистом, а из-за качества его хлеба. Маэстро – это тот, кто требует только лучшее, кто строг, суров и неукоснительно соблюдает свои принципы.»

    — прекрасный пример того, как не будучи футболистом, стать великолепным тренером. Да, он играл в футбол, но недолго и исключительно на любительском уровне. предлагает вам биографию этого великого тренера.

    Играя, параллельно выучился на бухгалтера по настоянию семьи, а потом работал на предприятии своего отца. Не успел тот обрадоваться решению сына прекратить карьеру футболиста, как наследник ошарашил новой целью: «Хочу стать футбольным тренером!».

    Сакки посвящал этому всё своё свободное время. И не только свободное. Отправляясь в командировки по бизнесу, он первым делом шел на футбол, а попутно копил деньги, чтобы учиться тренерскому искусству.

    Когда родной любительский «Фузиньяно» позвал тренировать, Арриго Сакки с радостью бросил работу на предприятии. Как выяснилось, не прогадал. С «Фузиньяно» он заработал первый свой тренерский трофей на уровне «дилеттанте», после чего неизменно шел на повышение. В 1977 году закончил школу тренеров в Коверчано, где познакомился и подружился со Зденеком Земаном...

    Разбив копилку, Сакки потратился на чемпионат мира 1982 года в Испании. Матчи того мундиаля, лучшего, по мнению многих, чемпионата мира в истории, очень помогли Арриго. Он сам так говорит.

    Конечно, когда говоришь о Сакки-тренере, в первую очередь вспоминается его «Милан». Неправильно. Во-первых, именно с Арриго Сакки начала подъем «Парма», и уже у Арриго эстафетную палочку подхватил Невио Скала, доведя начатое Сакки до логического завершения.

    Во-вторых, был успех в сборной Италии, которая под его руководством играла в финале чемпионата мира и там только в серии 11-метровых уступила Бразилии.

    Но всё равно в первую очередь вспоминаешь «Милан». Арриго Сакки принял «россо-нери» в очень непростое время. До прихода Арриго летом 1987 года «Милан» за последние 20 лет завоевал только один чемпионский трофей. С 1979 года «Милан» и вовсе ничего не выигрывал. Но вот пришел новый хозяин — Сильвио Берлускони...

    Болельщики скептически восприняли назначение Арриго. Тренер неопытный и неизвестный. Ну поднял «Парму», так и то лишь в серию «В»... Зато, тренируя «Парму», в 1986-м дважды одолел «Милан» — в товарищеском матче и в Кубке Италии, чем наверняка и соблазнил руководство «россо-нери».
    Подкупала и зрелищная, атакующая, результативная игра «Пармы».

    Сакки сразу принялся перестраивать игру команды на 4-4-2, что тоже изначально принималось в штыки. Но в чем повезло Арриго — Берлускони нестал жалеть денеги кардинально усилил состав команды. Тем же летом, вместе с Арриго Сакки, в «Милан» пришли два «летучих» голландца — Гуллит и ван Бастен, позже — третий, Райкаард.

    Из «Ромы» пришел Карло Анчелотти, из «Удинезе» — Анджело Коломбо. Плюс Сакки сделал ставку на воспитанников клубной школы, подтянув в основу защитника Алессандро Костакурту и полузащитника Деметрио Альбертини.

    К тому же Берлускони проявил сдержанность и терпение. «Милан» ведь не сразу стал крушить всех и вся. Начало сезона ему не удалось — еще осенью «красно-черные» вылетели из Кубка Италии и Кубка УЕФА.

    Да и чемпионат начали неудачно. Во втором туре «россо-нери» дома проиграли «Фиорентине» 0:2, а после пяти туров отставали от действующего чемпиона «Наполи» на четыре очка, что при двух очках за победу было очень существенно.

    Потом миланский корабль выравнялся, но «Наполи» догнать ему не удавалось. Всё шло к тому, что неаполитанцы снова возьмут скудетто, однако «Милану» удалось наверстать отставание и выиграть в Неаполе в центральном матче чемпионата.

    Так уж вышло, что тот чемпионский трофей в первом же своем сезоне и последовавший за ним выигрыш Суперкубка Италии закрыл и список внутренних трофеев «Милана» времен Арриго Сакки.

    Прославились же тот «Милан» и его тренер благодаря великолепным победам в Кубке чемпионов, в Межконтинентальном кубке, который тогда очень даже почитался, и даже в Суперкубке Европы.

    Согласитесь, разгромить в полуфинале «Реал» 5:0, а в финале «Стяуа» 4:0, — дорогого стоит! Именно тем «Миланом» восторгались, именно его называли великим и непобедимым.

    Эпоха Арриго Сакки в «Милане» не была продолжительной. Начались конфликты с Берлускони, с лидерами, которым не нравилась требовательность тренера, его критика и изнурительные тренировки. Одним из требований Сакки было, чтобы всё в игре доводилось до автоматизма, чтобы не тратилось время и не терялся темп на осмысление ситуации.

    Эти же требования Арриго Сакки помогли сборной Италии на чемпионате мира в США. Сборная-то, по большому счету, была не ахти какая. Убрать из нее Роберто Баджо и Джузеппе Синьори — сплошные работяги. Зато работяги, которые могли пахать не 90, а 120 минут, которые усердно выполняли требования наставника, дисциплинированные и подкованные тактически.

    Тренировки, тактика, физика были козырями всех команд Арриго Сакки, даже «Милана», в котором солистов было ничуть не меньше, чем носильщиков!

    Вот только чемпионат Италии больше Сакки не дался, да и по поводу «триумфа» на ЧМ-94 многие убеждены, что эта инвалидная команда вылетела бы гораздо раньше, если б не гений Баджо.

    Вся остальная работа синьора Арриго Сакки (кроме журналистской, где он процветает) была довольно беспомощными попытками снова запрыгнуть в ушедший поезд. Но «Милан» так и остался для него единственным и неповторимым.

    Первая статья материла “Часть истории” . В этой рубрике я расскажу о тренерах, которые вроде как и стали большим, нежели та самая часть истории, но все-таки, они не стали новой частью, а лишь дополнили ее.

    «Когда я пришел в Италию я с первой же тренировки заставил футболистов изменить свое отношение к игре. Катеначчо был повсеместен в Италии. После забитого гола в ворота соперника вся команда уходила в оборону. Я же заставил игроков забивать и забивать, атаковать и атаковать, пока силы не покинут их» , – Арриго Сакки .

    Десятилетиями катеначчо был основой всего итальянского футбола, это и неудивительно, ведь сами итальянцы и создали его. Цепкая игра в обороне, применение тактических фолов, игра строго по своей позиции и редкие перемещения в атаку. Именно так стоит кратко выделить суть катеначчо.

    Такой футбол годился везде ровно до тех пор, пока не пришел легендарный Йохан Кройф . Его Барселона, его голландские игроки, которые всегда атаковали, перемещаясь по полю, играя в короткий пас, изменил смысл игры. С тех пор такой футбол начал развиваться, а «тотальный футбол» стал нечто большим, нежели просто словосочетание.

    Развитие тактика Кройфа получил в СССР. Лобановский пошел немного другим путем. Он старался довести универсализм своих игроков до возможного максимума, прессинг на всем поле, стремительная атака, прекрасно выстроенная защита. Именно этим трижды в своей истории выстрелило киевское Динамо, именно этим способом киевляне стали последними, кто после победы 4-0 в Каталонии получили овации, именно тогда Лобановский переиграл Барсу в виденье игры, но лишь раз.

    По следам этих двоих, по истине, великих тактиков ХХ века и пошел Арриго Сакки. Он привел Милан к чемпионству во времена Наполи и Марадоны, он последний из тренеров, кто выиграл два Кубка Европейских Чемпионов в подряд, и как красиво он это сделал. Его стратегия, стиль и виденье игры, его отношение к тренировкам возвели его в великого тренера и погубили одновременно. 2 стороны одной медали, две стороны победы…

    «Я никогда не прощал плохое отношение к тренировкам. Я всегда говорил, что тренировка – серьезный процесс, а когда дело доходит до сего – время не до шуточек» , – Арриго Сакки.

    Да, он был жесток, импульсивен, но он изменил что-то, нет, он изменил все. Его Милан – вечно атакующая команда, прекрасно атакуя, хорошо обороняясь и неистово забивая. Голы на любой вкус, разгромы Реала, вынос соперника в финале КЕЧ, вот то, чем запоминается тот Милан, вот то, что принес Сакки в эту команду.

    Летом 1987 года Арриго принял Милан. И что он сделал? Он принес этому клубу невероятный футбол, аншлаг на стадионах, в матчах, с явными аутсайдерами. Он принес Милану трех легенд футбола – Рудди Гуллита, Марка ван Бастена и гения средней линии – Франка Рейкарда .

    Он заставил игроков тренироваться в поте лица, он критиковал абсолютно всех, но он никогда не менял свои принципы. Атакуя мы не только не пропустим, но и еще забьем. Концепция Арриго, которая в сезоне 87-88 позволила его Милану в шикарном стиле оформить первую победу под крылом Сильвио Берлускони, обойдя не кого-нибудь, а сам Наполи. Попутно покинув Кубки УЕФА и Италии на ранних стадиях. Но ведь кому они нужны? Такой сезон, такая победа.

    В следующем году Милан стал лишь 3-м, но то, что вытворили россонери в Кубке чемпионов – не передать словами. В 1\2 им попался мадридский Реал – фаворит КЕЧ, но, но, но…

    В первом матче на Сантьяго Бернабеу очень изысканный и дальний удар головой Марко ван Бастена принес россонери ничью 1-1. Ну а на Сан-Сиро Реал был бит 5-0.

    Ходит легенда, что перед этим матчем тренер Реала послал скаута в Милан. Так сказать, проследить за тренировочным процессом россонери. Когда он приехал, реакция на его ответ была ошеломляющая. Он ничего не понял, игроки все время играли 11 на… 0. Да-да, с пустыми воротами, именно так Сакки готовил игроков к сему матчу.

    «Трибуны были заполнены, мы не могли проиграть, я спросил у моих ребят, что они будут делать, на что мне ответили – атаковать, пока силы не покинут нас. Тогда я понял, что это будет что-то грандиозное» , – говорит Арриго Сакки о том матче. 5-0, гений ван Бастена, Донадони, Рейкарда, Гуллита, Анчелотти. Прекрасный матч, прекрасная команда.

    «Сакки любил разговаривать с каждым футболистом отдельно. Он задавал ему вопросы, и потом долго слушал ответ каждого игрока. Он жестко критиковал всех его подопечных, но никогда не ставил перед ним не воображаемые условия или завес. Он помогал и выслушивал каждого» , – именно так его описывает Гуллит, тот, кого Арриго так четно пытался убрать с команды, из-за его старости.

    В финале того памятного сезона великий клуб обыграл румынский Стяуа, грязнейший клуб с Бухареста, наводящий страх на футбольную Европу того времени. 4-0 и без шансов Стяуа отправился домой. Атакуя россонери забили колоссальное кол-во голов, и делали это не менее изыскано, нежели сегодняшняя Барса.

    В следующем сезоне Милан снова стал третьим, но снова выиграл КЕЧ,Суперкубок и Межконтинентальный кубок, забрав второй раз подряд все, что мог. Переиграна была Бенфика, которая еще пол столетия будет находиться под страшным проклятием финалов еврокубков, из-за злостного Гуттманна, но это другая история.

    Сакки проведет еще 1 сезон, но увы, его Милан начал сдавать. 3-е место в Серии А, снова-таки. Но вылет с КЕЧ, и категоричное отношение к тренеру со стороны игроков и нежелание Берлускони спорить с Арриго привели к его отставке в 1991-м году. Арриго провел 4 прекрасных тренерских сезона, он изменил концепцию Милана, он изменил вид на футбол и стиль игры в футбол во всей Италии.

    Сакки покинул Милан с копилкой евротрофеев. Он не стал величайшим тренером в истории россонери, он не стал новатором, нет. Он лишь заставил Италию играть по-другому, он стал тем, кто поставил катеначчо на колени перед таким Миланом, он лишь использовал стремление Кройфа, разбавив его универсализмом Лобановского. Вышел немного другой стиль «тотального футбола» , но все-таки, такой футбол не присущ Италии и очень тяжел для игроков, в плане тренировок.

    Вскоре Милан поставит Барселону на колени, победив команду Стоичкова и компании с разгромом – 4-0. Милан выиграет еще 2 титула ЛЧ, Суперкубки, Межконтинентальные трофеи, но это другой Милан, это другая история, история, начало которой дал именно Арриго Сакки. Он стал первым, кто принес на Апеннины игру Барселоны, он поистине смел и уперт, если осмелился на это.

    Сакки приведет Италию к финалу ЧМ 94, где в серии пенальти решающий удар не реализует Роберто Баджо. Он сотворил сенсацию, никто не ждал это от Италии, и в финале Бразилия выглядела ничем не лучше команды Сакки, но, снова, увы.

    Он провалит Евро 1996, затем еще сезон потренирует Милан, уйдя в Атлетико Мадрид и завершив тренерскую карьеру в 2001 году в том клубе, в котором он показал себя, как незаурядную личность, в Парме. Сейчас, 66-ти летний, лысый старичок катается на своем Порше и ведет личный бизнес. Родившись в семье мелкого рыботорговца, Сакки вошел в историю Милана. Он не стал большим, нежели частью истории, но он никогда не просил большего, он лишь хотел, чтоб его команда играла так, как хочет того он, а все остальное его не сильно интересовало.

    Вот такой он, Арриго Сакки, вроде, как и прекрасный тренер, добившийся многого, но и с другой стороны жестокий человек, не жалеющий даже самых лучших игроков мира, всегда стоящий на своем…

    Спасибо за внимание, огромное спасибо десяткам источников и телепрограмм. Большое спасибо CNN, BBC, Sports.ru.
    На этом все. Автор будет благодарен за выражение эмоций, будто комментарий, либо что-то другое, ведь это мелочи, но всегда приятно, что твой труд оценен.

    Сильвио Берлускони пригласил Сакки в «Милан» летом 1987-го, на шестом году его тренерской карьеры. Арриго посещал курсы в Коверчиано как раз в то время, когда «Скуадра Адзурра» побеждала на чемпионате мира в Испании, он готовился - ни много ни мало - произвести фурор в кальчо. Несмотря на доминирование катеначчо, в Италии всегда умели эффективно атаковать и не испытывали недостатка в исполнителях атакующего плана. Тот же Трапаттони стремился выиграть все домашние поединки, и только на выезде становился более осторожным. Тем не менее более сорока лет, то есть на протяжении нескольких поколений игроков и тренеров, в основе футбольного мировоззрения лежали непроходимая защита и кинжальная контратака. Прежде всего команды из Апеннин искали свободное пространство за спинами соперников, а не шли вперед большими силами и не пытались непрерывно контролировать мяч. Пришло время перемен…

    Итальянские специалисты перешли к зонному футболу еще до появления Сакки. Потому называть Арриго «отцом зоны» было бы большой ошибкой. До него в этом направлении работали Коррадо Вичиани в «Тернане», Эудженио Фашетти в «Лечче», Винисио в «Наполи», Джузеппе Маркьоро в «Чезене», а Нильс Лидхольм и его скудетто с «Ромой» сделали этот метод успешным. Что касается Сакки, то его достижение, конечно, намного важнее, ведь он изобрел принципиально новый метод работы. Он не был прагматиком, он был трудоголиком. Для него каждая мелочь была делом первостепенной важности, ничто не оставалось без его внимания. Он прорабатывал с командой каждое движение до умопомрачения. На это его вдохновлял театр, где актеры повторяли свою роль до тех пор, пока не заучивали ее наизусть, и она не проникала в их подсознание.

    Сейчас подобными высказываниями никого не удивить, а раньше они вызывали недоумение и даже пугали. Поэтому Сакки столкнулся с противодействием как со стороны своих коллег, так и подопечных, и журналистов. Более того, другие тренеры относились к Арриго с презрением, ведь он никогда не был профессиональным футболистом. Да, он никогда не мыслил как бывший игрок, и в этом было его преимущество. Футболисты в большинстве своем являются консерваторами и повторяют только то, что делали раньше под руководством своих тренеров. Сакки же хотел создать нечто новое, был ярым противником бездумного следования привычкам и правилам. Поскольку ему это удалось, он проторил дорогу для других непрофессионалов. В первую очередь, конечно, для Жозе Моуринью.

    То же самое можно сказать и о спортивных директорах и прочих функционерах футбольных клубов, ведь они, как правило, тоже бывшие игроки. Сакки пришел из другой реальности и подверг угрозе работу привычной системы, заставил задуматься о том, что казалось незыблемым. Не удивительно, что нашлись те, кто счел Арриго сумасшедшим. И тот, в общем-то, сам давал для этого повод, порой переходя границы допустимого. Были и те, кто после нескольких случаев явного везения, назвали его успех стечением обстоятельств и не более того. Даже подобрали довольно обидное французское определение - «cul de Sac» (в итальянском языке слово «culo» означает не только «везение», но еще и «задница»). Сакки за словом в карман не лез, иронично заметив в ответ: «Словом «culo» обычно называют мастерство и успех других людей».

    Ничего не поделаешь - футбол прошлого не мог и не хотел принимать новатора. Зоны на футбольном поле, за которые идет непрерывная борьба, не меняются десятилетиями. Не меняются и задачи исполнителей в рамках определенных амплуа. Сакки только изменил подход к этой борьбе. Вместо того чтобы противостоять конкретным противникам, его подопечные атакуют свободные зоны. Он советует: итальянские команды больше не должны прибегать к тотальной персональной опеке. И получает вполне закономерный вопрос: почему, Маэстро? Сакки поясняет элементарные вещи: при использовании персональной опеки в определенной зоне поля есть всего один метр пространства, куда нельзя отдать передачу (там находится игрок), и еще двадцать метров, которые никем не контролируются, и куда можно спокойно пасовать, минуя противника. Выходит двадцать против одного - неплохое преимущество, не так ли?

    Тем не менее, даже подопечные никогда по-настоящему не любили Сакки. Да, уважали, но не более того. Часто боялись, потому что со стороны он казался одержимым. Он был всегда прав. У него всегда было что сказать, и он не стеснялся повторять свою истину вновь и вновь. Он всегда требовал максимум возможного и не оставлял права на ошибку. Не прощал: или они, или я. «Я знаю, что не очень хороший,- говорил он.- Но у нас мало времени на разговоры. Мы не должны останавливаться. Сегодня еще много работы. Мы ведь не хотим быть просто другими, мы хотим быть лучшими в мире. Поэтому нужно пахать и, прежде всего, думать». Это было еще одним ноу-хау. У каждого игрока есть своя интуиция, свое видение, но все равно все должны в едином порыве выражать на поле единую Идею , разработанную тренером.

    От продавца обуви до революционера

    Арриго Сакки появился на свет в небольшом городке Фузиньяно, в регионе Эмилия-Романья. Будущий революционер с детства ничем, кроме футбола, серьезно не увлекался, унаследовав эту страсть от отца Августе. Тот в свое время поиграл за СПАЛ, но карьеры в кальчо не сделал. Мама Арриго часто любит вспоминать историю о том, как ее пятилетний сын во время прогулки в парке собрал вокруг себя целую толпу, которая увлеченно слушала его рассуждения о футбольных схемах и команде сердца - миланском «Интере». Оказавшись по другую сторону миланских баррикад, Сакки пришлось рассказывать другую историю из своего детства: «Однажды я смотрел футбол и увидел, как команда Эрреры полностью ушла в защиту, и непроизвольно начал болеть за их соперников из «Селтика»…»

    Сакки пробовал себя в качестве игрока, но с первых ударов по мячу в клубе «Баракка Луго» стало очевидно, что талант там и не ночевал. Парень продолжал играть до девятнадцати лет на позиции крайнего защитника, после чего бросил и футбол, и учебу, хотя до получения диплома бухгалтера оставалось всего два месяца. Арриго надеялся, что его выручит природная общительность и знание иностранных языков. Не ошибся: стал ездить по миру и продавать обувь, произведенную на фабрике отца, пока не заработал на «Порше». Однако такая жизнь не нравилась Сакки. От счастья его всегда отделяла одна и та же преграда - страсть к футболу. Скитаясь по Европе, он имел возможность внимательно изучать методы подготовки в различных школах, особенно голландской. И надеялся, что рано или поздно эти знания ему пригодятся. Вдохновение он черпал в таких командах, как «Реал» Ди Стефано, сборная Венгрии времен Пушкаша, сборная Бразилии с Пеле образца 1970-го, сборная Голландии Круиффа. Сакки уважал Джованни Трапат- тони за здоровый прагматизм, Оттавио Бьянки - за интересные тактические решения в игре на высоких скоростях, Валерия Лобановского - за игру «Динамо», Нильса Лидхольма - за то, что тот утвердил зонный футбол в Италии.

    Поддавшись наконец искушению, Арриго взялся тренировать любительские команды своего региона: «Фузиньянезе», «Белларию», «Альфонзине». Потом решил работать с молодежью, приняв примаверу «Чезены», с которой выиграл титул чемпиона Италии 1982 года. Этот результат очень важен для Сакки, потому что стал первым профессиональным успехом. Именно тогда клубы Серии В и С начали присматриваться к молодому алленаторе. Однако тот предпочел продолжить работу с молодежью, превосходно чувствуя себя в роли учителя. Сакки перешел в примаверу «Фиорентины», где тоже оставил по себе хорошую память. Позже его уговорили боссы «Римини» (Серия С), где все прошло так же гладко, как и во всех предыдущих командах. В 1985 году настал черед «Пармы» (Серия В). Уже тогда Сакки говорил странные для того времени вещи: «У меня вингеры должны не только атаковать, но и принимать активное участие в защитных действиях. Новая команда должна двигаться синхронно, как оркестр. Думаю, в Парме, на родине Джузеппе Верди, всем должно быть понятно, что я имею в виду».

    Что было дальше - общеизвестно. Сакки довелось три раза встретиться с «Миланом» Берлускони: две победы и одна ничья. «Парма» выбила «россо-нери» из розыгрыша Кубка Италии. В этом противостоянии «Милану» никак не удавалось перейти центр поля. Дон Сильвио тут же решил пригласить молодого тренера в свой клуб, потому что видел в нем выразителя собственных идей в футболе. Хотя, на самом деле, они смотрят на футбол совершенно по-разному. Берлускони считал (и считает до сих пор), что игра рождается благодаря наличию высококлассных исполнителей на поле, по мнению Сакки, даже великие игроки обязаны быть лишь частью коллектива и работать исключительно на него.

    Как вспоминает сам Арриго: «В марте меня позвала «Фиорентина», на этот раз в качестве тренера первой команды. Мне позвонил лично Итало Аллоди, чтобы сообщить эту грандиозную новость. Позже, вернувшись домой, я обнаружил сообщение от жены: «Звонил некий Адриано Галлиани». Я отправился в Милан, встретился с президентом и стал тренером «россо-нери». Еще тогда я подумал, что тот, кто решает довериться такому незнакомцу, каким был я на тот момент, либо гений, либо сумасшедший. Мне почему-то хотелось верить в правдивость первого варианта…» И еще: «Если я провалюсь в «Милане», то спокойно вернусь в провинцию. Мне 41 год, у меня осталось немного волос и те уже поседели. Я никогда не считал футбол самой важной составляющей моей жизни. Говорят, что я не доработаю до Пасхи. Что ж, могу сказать, что здесь люди добрее, чем в Римини. Там говорили, что я не доработаю до Рождества». Как мы знаем, Сакки проработал три сезона, за которые успел сделать больше, чем некоторые за всю жизнь.

    Итак, начинается эра «Милана» Сакки. Арриго едет в Миланелло, руководит первыми тренировками и видит, что его футболисты слишком медленные, они не могут бежать так, как он того требует. Он держит их в раздевалке больше часа, объясняя им, что они сейчас никто и не потому, что еще ничего не выиграли, а потому, что не умеют даже двигаться по полю так, как нужно. Он заставляет их смотреть видеокассеты с игрой «Пармы». Для Барези он приносит запись с игрой Джанлуки Синьорини, либеро «Дженоа» из Серии В. Он хочет, чтобы Франко двигался так же, как и он. В первых матчах «россо-нери» действуют излишне суматошно, и результаты оставляют желать лучшего. Появляются и те, кто резонно спрашивает: «Ты кто такой, чтобы нас учить?»

    Сакки тоже чувствует себя неуверенно, потому что понимает: у клуба нет времени ждать целую вечность, пока изменения себя оправдают. Раньше ему казалось, что футболисты «россо-нери» - именно те, кто сможет воплотить его идеи в жизнь, но почему-то так не происходило. В ближайшее воскресенье команда едет на сложный выезд в Верону, где, возможно, все и решится. Как решалась, например, судьба скудетто 1972/73 года. Закончился тот матч жестоким поражением миланского клуба. В этот раз все вышло по-иному. «Милан» выиграл 1:0, сезон пошел по восходящей, и вскоре Сакки стали заслуженно называть Маэстро. Футболисты следовали его указаниям. Команда атаковала вдесятером и защищалась вшестером. На любом участке поля имела место подстраховка и смена позиций. Когда начинались командные действия, и защита, и полузащита двигались в едином порыве. Такого в Италии еще не видели!

    Важное событие предшествовало этому успеху. Перед началом встречи в Вероне Берлускони стоял у выхода из раздевалки и лично сообщал каждому футболисту, что при любых раскладах Сакки останется в клубе как минимум на три года. Он объяснил это так, что всем, кто был настроен против тренера, стало ясно - надежды на избавление нет, пора начинать играть, а не создавать видимость. Нужно признать, что без поддержки дона Сильвио не произошла бы революция в «Милане».

    Усвоив урок, «Милан» одерживал победу за победой. Тем не менее все верили в «Наполи» Марадоны, почитавшуюся сильнейшей командой чемпионата. Тренер неаполитанцев Бьянки никогда не был яростным сторонником катеначчо. У него были свои методы работы: Оттавио повсеместно применял прессинг, чтобы владеть мячом. Бьянки был снобом от футбола, он был уверен - все, что было можно, уже придумали ранее, поэтому он не искал философский камень, как Сакки, а пытался играть матч за матчем на победу. Чемпион определился за три тура до финиша. «Милан» отправился в гости к «Наполи», отставая на одно очко, и выиграл со счетом 3:2, полностью доминируя в отдельных отрезках игры. Говорили о причастности «коморры» к неудаче неаполитанцев, но не вызывает сомнения тот факт, что футбол, в который играли «россо- нери», стал для Италии откровением.

    Прозвучит парадоксально, но футбол Сакки прежде всего ориентирован на защиту. Главной установкой было не дать соперникам пробить по воротам. Во многих матчах вратарь Джованни Галли ни разу не касался мяча, потому что соперникам не удавалось даже приблизиться к его воротам. Всего «Милан» пропустил 14 мячей в 30-ти матчах, забил не так уж много - 43. В атаке действовали Пьетро Паоло Вирдис и Рууд Гуллит, которого Сакки переквалифицировал в треквартисту.

    Футбол по методу Саки

    Как же они дошли до такого футбола? В основе идеи Сакки лежат следующие составляющие: мотивация, амбиции, мечты, культ перфекционизма, спокойная обстановка.

    Оставим в стороне спокойную обстановку, которая не всегда в полной мере зависит от тренера, и отметим, что все остальные понятия - нематериальные. Начиная с мотивации, то есть способности найти нужные стимулы внутри себя, до амбиций, то есть пружин, с помощью которых высвобождается мотивация. И заканчивая мечтами - иррациональной верой в осуществимость неосуществимого благодаря мотивации и амбициям. Банального рационализма Сакки недостаточно - он стремится найти мистическое обоснование своему футболу. Культ перфекционизма предполагает, что вышеуказанные составляющие нужно развивать постоянно, не оставляя без внимания малейшую деталь.

    Ясное дело, что под такую программу, как у Сакки, нужны особенные футболисты, поэтому он поставил перед клубом задачу подыскать не просто качественных исполнителей, а личностей. Умных людей, способных понять, о чем говорит Арриго, и не высмеивать его идеи, порой кажущиеся сумасшедшими и не имеющими ничего общего с футболом. Вот поэтому «Пророк из Фузиньяно» возвел личностные характеристики футболистов на тот же уровень, что и тактико-технические. Поскольку ему нравилось считать себя философом от футбола, ему ничего не оставалось, как повторить высказывание Диогена, применив его к селекции: «Я ищу человека!»

    Но и это еще не все. Стоило футболистам освоить первую часть программы, как наступала пора переходить непосредственно к футболу. Здесь действовали еще три правила. В первую очередь - серьезное отношение к делу со стороны клубного руководства, готовность поддержать инновационный проект. Затем - идея игры. Игра должна нравиться футболистам, каждый должен хотеть внести свой вклад. Стратегия и тактика - это подарки тренера своим игрокам. Если же футболисты не понимают идею, не получают удовольствия от ее реализации, команды не будет никогда. Наконец, лучшие футболисты должны чувствовать себя частью проекта и не требовать личных привилегий. Все должны подчиняться одним и тем же правилам, иначе не будет дисциплины. Все должны выкладываться в одинаковой мере. Именно поэтому столь важны личностные характеристики каждого игрока.

    Разобравшись с командными вопросами, Сакки обращается к отдельным футболистам и объясняет, какие качества являются обязательными для них. Речь идет об интуиции, о памяти как способности отобразить на поле то, что было изучено на тренировке, о терпении, то есть готовности повторять одно и то же до тех пор, пока навык не будет доведен до автоматизма. Немалое значение имеет и культура, под которой подразумевается не столько знание языков или исторических событий, сколько культура в жизни и на поле, способность понять, что нужно команде в тот или иной момент игры, как вести себя в раздевалке; осознание своей роли в команде и в клубе; ценности и традиции, которые игрок приносит с собой в клуб.

    До 1987 года футболистов никогда не рассматривали в таких категориях. А коллеги, не стараясь понять Сакки, характеризируют его как «человека, использовавшего сто слов для того, чтобы сказать то, что другим удавалось с помощью двадцати». Имея собственное мнение по любому поводу, он стремился высказаться, особенно в свой первый год работы с грандом. Не только о футболе, но и стране в целом. Он даже объяснил разницу между футболистом и игроком. Сакки говорил так: «Футболист - тот, кто умеет футболить, бить по мячу. А игрок - тот, кто понимает игру». Пожалуй, не стоит объяснять, кто вызывает большее уважение. А еще однажды Сакки заметил, что в последний раз итальянцы шли в атаку две тысячи лет назад, еще во времена древних римлян. Хотя эта шутка всегда ему нравилась, трудно назвать ее удачной, учитывая, что как раз древние римляне весьма активно и не без успеха применяли такой маневр ведения боя, как контратака.

    Однажды Сакки сказал: «Скудетто - это заслуга Анджело Коломбо». Рядом с Коломбо выступали Райкаард, Гуллит, Барези и, конечно, ван Бастен, но главными, по мнению Сакки, были не они. В этой фразе четко прослеживается отношение ко всем футболистам-примадоннам, считающим себя лучше других. Достижение Сакки заключается еще и в том, что в его непобедимом «Милане» всех игроков и их заслуги оценивали одинаково, вне зависимости от способностей. Ван Бастен, бывало, спрашивал у тренера, почему тот относится к нему так же, как и ко всем остальным. И получал в ответ: «Чтобы было за что тебя уважать». Марко понял, что хотел сказать Сакки, только когда сам стал тренером. Тогда он извинился, потому что «игроки, подобные мне, создавали тебе лишние проблемы». Тренер зла не держал: «Многие проблемы вы же для меня и решали».

    Еще более сложные отношения сложились с Роберто Баджо, когда Сакки призвали произвести революцию в «Скуадре Адзурре» . Арриго утверждает, что всегда уважал «Божественного хвостика», но не принимал его эгоистичной манеры игры. По Баджо, команда существует для того, чтобы служить таланту гениев. Сакки не мог согласиться с этой концепцией. Талант важен, но только в рамках коллектива. По-другому вышло, например, с Гуллитом, который был готов отдать всего себя в распоряжение команды. И тренер научил использовать его физическую мощь на благо всем. Зачем контратаковать, если можно просто раздавить соперника? Рууд служил для Арриго своеобразной военной машиной. Ключевое слово - служил.

    Сакки доводил своих подопечных до предела. До него тренировки проходили в одно занятие три раза в неделю. После него тренируются каждый день, часто по два занятия. Наверное, поэтому с командами, которые он построил, Арриго выиграл меньше, чем мог бы. Зато никто не мог играть в такой же футбол, как он. Когда его «Милан» перешел в руки Фабио Капелло, начался невиданный до этого победный цикл: четыре скудетто за пять лет и 58 матчей без поражений. Нет никаких сомнений, что Капелло как тренер лучше. Сакки - больше, чем просто тренер, он первооткрыватель. Он мог изобрести нечто из ничего, но в процессе творения его исполнители дошли до состояния физического и психологического истощения. Их сил и не могло хватить надолго.

    Когда его «Милан» только начал показывать первые признаки усталости, ван Бастен по просьбе товарищей по команде спросил у тренера, почему они должны не только побеждать, но и убеждать, в то время, как их соперники довольствуются одной победой. Арриго отвечал: «Потому что мы лучшие и обязаны сделать все, чтобы таковыми остаться». Поэтому Сакки не был удивлен, когда его «Милан» признали лучшей командой мирового футбола. Тогда Арриго набрал номер ван Бастена и сказал: «Теперь ты понял, почему нам было мало просто побеждать?»

    Неожиданностью стало то, что сгорела не только команда, но и сам Маэстро. Как говорится, свеча, зажженная с двух сторон, сгорает в два раза быстрее. Сакки как раз и был той свечой. Он сгорел от своего собственного огня. В какой-то момент он почувствовал, что больше не может думать о футболе, не может следовать правилам, им же установленным. Будучи трудоголиком, он не мог не быть честным с собой: когда он ощутил, что любви к футболу больше не осталось, смысла в том, чтобы просто заниматься профессией, он не видел. Ни любимый «Милан», ни «Атлетико», ни «Парма» не смогли возродить его из пепла. И даже миллионные контракты не удерживали его на месте. Наверное, он был одним из немногих спортивных директоров в истории мадридского «Реала», кто уволился по собственному желанию.

    Когда говорят о наследии «Пророка из Фузиньяно», часто пишут, будто он использовал непривычную для кальчо того времени схему 4-4-2. Но это не совсем правда. По словам самого Арриго, у него не было игровой расстановки - был только порядок на поле, необходимый для реализации его идеи игры. Совсем как у румынского специалиста Штефана Ковача, почитающегося отцом великого «Аякса» наравне с Ринусом Михелсом. Нет схемы. Есть игровая идея. И разница здесь большая. Ведь схема может принадлежать всем, идея - кому-то одному.

    До сих пор коллеги Сакки не испытывают к нему особой симпатии, но неизменно признают два главных достижения, причем, как ни странно, оба касаются игры в защите. Первое. Сакки довел зонную игру до совершенства, утвердил ее в Италии так, что все остальные тренеры в будущем могли без проблем ее использовать. Второе. Сакки изобрел игру без мяча. Согласно его теории, на любом участке поля, куда попадает мяч, команда должна быть в большинстве.

    Нет сомнений в том, что Сакки изменил подход к футболу в Италии и открыл дорогу многим последователям. Были и такие, кто подошел к его наработкам с более практичной стороны и сделал их эффективными и долгоиграющими. Тем не менее воспроизвести идеи Сакки в полной мере не удалось никому. Наверное, только Жозе Моуринью может посоревноваться с ним в отношении к каждой детали. Были более успешные тренеры, чем Сакки, как Капелло и Липпи, но никто из них не сыграл столь значительную роль в развитии кальчо. Они всего лишь одержали больше побед, а Сакки навсегда изменил футбол. Увы, но это достижение настолько грандиозное, что сам Арриго не смог вынести это бремя.

    То, что после Сакки кальчо изменился, доказано даже цифрами. Когда Арриго только пришел в «Милан» в 1987 году, в среднем забивали меньше двух голов за игру - 1,92. По окончании сезона 1990/91, когда он вынужден был оставить пост главного тренера «россо-нери», этот показатель увеличился до 2,29, то есть на 113 мячей больше за чемпионат, и продолжал расти. Сегодня все тренеры используют зонную защиту, почти все используют трех нападающих или, по крайней мере, двух нападающих и атакующего полузащитника. Однако Сакки все еще недоволен. Он продолжает говорить о поверхностном отношении к футболу в Италии и о засилье катеначчо. Наверное, потому что его главный недостаток - непреодолимое стремление к совершенству.