Эмоциональные потребности ребенка. Основные потребности ребенка грудного возраста и способы их удовлетворения Теория самости базовые потребности ребенка

Примерно в два года, у ребенка начинают формироваться задатки мотивационной сферы, которая зачастую строиться на основе эмоционального и когнитивного развития ребенка в предыдущие годы. Также немалым фактором, который влияет на развитие мотивационной сферы у детей в возрасте от двух до шести лет является процесс социализации, который проходит в то же время.

Этот кризис связан с развитием и появлением множества новообразований, которые обуславливают переход к новому типу отношений с окружающими.

Несмотря на то, что кризис называется трехлетним кризисом, однако именно с этого возраста и до самой смерти человек в той или иной мере зависит от признания его заслуг (если таковые имеются). Также впоследствии возникает потребность в самоуважении.

Именно в этом возрасте благодаря развитии множества потребностей, связей и установок у ребенка начинают проявляться такие негативные, патологические черты характера как:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • непослушание;
  • строптивость.

И именно все эти «временные» черты характера, указывают на начало трехлетнего кризиса, так как именно такими средствами ребенок старается привлечь к себе внимание, и старается добиться уважения в обществе.

Именно в этом возрасте, у ребенка появляется чрезмерное употребление слова «нет», при этом негативизм может быть не связан с тем, что на самом деле ребенок хочет или не хочет, а просто способом показать свою. Автономию и состоятельность.

Побороть все эти черты характера, поможет жесткость, вместе с возможностью побороть такую потребность, как стремление к автономии. Другое название и проявление трехлетнего кризиса заключается в так называемом понятии как «Я сам», что означает желание ребенка показать свою способность к тем или иным родам деятельности, создавая себе самому достаточно автономный образ, который позволяет выказывать к самому себе уважение.

Если же не удовлетворять потребность ребенка к автономии, то это может в дальнейшем проявиться в целую кучу негативных тенденций, среди которых отдельно стоят: пассивность, злоба, забитость, чувство глубокого унижения, которые в последствии могут вызвать сложно определимые психологические отклонения, которые проявляться в более взрослом возрасте.

Мотив – побуждение личности, которое ведет к активной, направленной деятельности, ведущей к исполнению той или иной потребности.

  • Мотивация – вся совокупность мотивов, потребностей, интересов целей, стремлений и прочих мотивационных установок, которые и формируют общее поведение каждого конкретного взятого индивидуума;

Потребность – переживаемое состояние напряжения (зачастую внутреннего) связанная в связи с острым недостатком возможности получения физических, психологических или социальных благ.

Именно трехлетний возраст, является тем возрастом, когда начинает проявляться большое количество разнообразных кризисов, так многие из которых возникают благодаря появлению новых потребностей, а также желанию их удовлетворить.

Одной из таких возникающих потребностей является потребность в общении, которая проявляется вместе с трехлетним кризисом негативизма, и является неотъемлемой частью развития мотивационной сферы ребенка в возрасте от двух до шести лет ребенка в возрасте от двух до шести лет.

Так благодаря всему этому, у ребенка перестраивается социальная позиция касательно всех веще и авторитетной иерархии человечества, что в первую очередь закрепляет или же уменьшает авторитет родителей (отца и матери). Также в это же время происходит процесс социализации. Ведь именно в этом время ребенок начинает общаться не только с детьми, но и с другими взрослыми.

При этом также он учиться ориентироваться в социальных связях, и устанавливать различные по характеру отношения с другими индивидуумами, при этом на характер этих отношений влияет десятки различных факторов, которые ребенок выстраивает в определенные цепочки. Здесь может иметь место, как возраст, так и поведение или же социальное положение индивида с которым ребенок устанавливает индеферентные связи.

Однако, в общем, в независимости от сложности установленных связей, все связи который ребенок может устанавливать с другими индивидуумами, можно разделить на несколько типов:

  • Ситуативно-личностная;
  • Ситуативно-деловая;
  • внеСитуативно личностная;
  • внеСитуативно-деловая.

Так, именно в соответствии с этими установленными связями, у ребенка формируются новые потребности или мотивы к тем или иным действиям по отношению к взрослым, что является не слабой такой предпосылкой как требование удовлетворения психических и социальных потребностей: любви, внимания, ласки, уважения, понимания.

Параллельно с процессом социализации — появляется достаточно устойчивая потребность общении с другими индивидуумами своей возрастной категории. Так, со временем (уже ближе к четырем годам) все эти взаимодействия превращаются во взрослые формы и носят исконно социальный характер, что в итоге позволяет создать детские сообщества с собственными социальными законами и правилами жизни.

Интересный факт: многие исследования показали, что до определенного возраста, дети с трудом узнают своих сверстников, даже если до этого они играли с ним по долгу и наедине более десяти раз.

Однако при этом интерес, который возникает к взрослому индивидууму взрастает сразу же после первого его появления, и ребенок практически врезает себе в память образ этого взрослого. Со временем же приоритеты запоминания и социального взаимодействия кардинально изменяется.

Также именно в этом возрасте проявляются такие коммуникативные связи, как стремление влиться в социальную группу, или же подчинить всех находящихся индивидуумов в данной конкретной социальной группе себе. При этом зависимость этих желаний возникает от устоявшихся связей внутри семейного круга ребенка.

Мотивация достижения

Не последнюю роль в развитии мотивационной сферы ребенка в возрасте от двух до шести лет играет развитие мотивации достижения.

Так сама мотивация начинает развиваться еще на предыдущей стадии онтогенеза (а именно в возрасте до двух лет), и именно в этом возрасте становиться наиболее явной, и ярко выраженной, что также наносит свой отпечаток на общую психическую умственную и физическую деятельность ребенка, влияет на его потребности, и на развитие тех или иных кризисов.

При этом отдельного упоминания стоит и то, что заложенные в этом возрасте истинно мотивационные формы поведения, зачастую закрепляются и определяют поведение ребенка на долгие годы вперед.

Если верить теории известного психолога Макклелланда, то мотив достижения развивается исключительно из растущих потребностей и ожиданий ребенка. Так, когда ребенок входит в новую, иную ситуацию, где нужно, что либо решить, у него появляется мотив достижения цели, что обуславливает не только мотивационная, но и когнитивная вместе с эмоциональной сферой.

Словарик статьи: лонгитюдное исследование – длительное и систематическое изучение одной группы испытуемых, который позволяет определить индивидуальную изменчивость, а также влияние тех или иных факторов в том или ином возрасте.

  • Экспектация – совокупность всех ожиданий и требований относительно исполнения индивидом своей социальной роли;
  • Атрибуция – предписывание тех или иных характеристик человеку в обществе.

Как показывают лонгитюдное исследования, в возрасте от двух до шести лет, ребенок еще не обладает никакими экспектациями относительно способностей для решения той или иной задачи.
Что это означает? Это означает, что если головоломка достаточно простая, то со временем у ребенка разовьется чувство удовлетворения, и радости от решения подобных головоломок, также со временем у него разовьется навык к решению таких головоломок, и он может совершенствоваться в этом деле.

Если же головоломка изначально была чрезмерно сложна для ребенка, то у него не разовьется экспатаций относительно решения данной конкретной головоломки, а скорее возникнет желание избежать неудачи. Что вызовет соответственное избегание таких задач, а также яркий негативизм.

Поэтому если родители грамотно подходят к развитию ребенка они должны следовать принципу: от простого к сложному, давая в начале остаточно просты для решения задачи, и очень постепенно и неспешно поднимать сложность задач. Таким образов, развив соответствующие экспатаций и мотивы для решения задач ребенка, можно развить у него любой навык, при этом возраст от двух до шести лет, является самым благоприятным для развития тех или иных навыков. Так именно в этом возрасте можно сделать из ребенка настоящего гения в той или иной сфере деятельности.

Со временем, также благодаря усилию родителей, а также собственному физическому и психическому развитию, ребенок способен дифференцировать задачи по сложности, и появляется возможность выводить самостоятельно достигнутый результат из глобальной атрибуции. Именно это является основной предпосылкой к импульсу развития мотивационной сферы деятельности.

Так, детям давали три задачи на выбор: легкую (с которой справилось наибольшее количество сверстников), среднюю (средний показатель справился с решением этой задачи), и сложную (практически нерешаемую задачу).

Так вот, в возрасте от четырех до 6 лет, дети выбирали зачастую легкую задачу. А дети более старшего возраста (7-11 лет) выбирали зачастую среднюю сложность. И только индивиды, у которых развивали с детства мотивационные предпосылки к решению сложных задач, выбирали сложную задачу.

Из этого всего следует то, что главным аспектом для формирования мотива достижения – является наличие у него к способности и оценке собственных физических, психических, и умственных возможностей.

Ведь ребенок зачастую предпочитает решать задачу, с типом которых он уже сталкивался. При этом в виду более активной деятельности, ребенок все точнее и точнее способен оценить все факторы возможности своего успеха, благодаря все большему и большему опыту.

Потребность в уважении.

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение - вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не "довесок" к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете, он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, - нередко это становится их подсознательным убеждением.

К детям необходимо относиться с тем же уважением, которого требуем и мы сами.
Для ребенка на самом деле важно буквально всё: мнения его родителей, их отношение ко всем и вся, их поступки.

Неделикатность, грубость, невнимательное обхождение со стороны взрослых часто бывают результатом нашей неосмотрительности. Мы забываем, что у детей те же потребности, что и у взрослых, и не задумываемся, как влияет на ребят то, что и как мы говорим.

Если относиться к ребенку уважительно, у него будет прекрасное настроение и, скорее всего, ваш малыш и сам станет почтительно обходиться с другими людьми - в том числе, и со своими собственными детьми со временем

Потребность ощущать собственную значимость .

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что "я что-то таки значу". Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность "законно", дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить.

Другая крайность - такие дети могут впасть в апатию, замкнуться в себе, потерять интерес к жизни и желание к чему-либо стремиться, попасть в зависимость от окружающих, стать полностью пассивными.

Помочь детям удовлетворить их потребность в собственной значимости, развить в них чувство собственного достоинства, дать детям возможность ощутить себя нужными и полезными, сформировать, в конечном счете, полноценную личность - всё это величайшие испытания для родителей, семьи и общества в целом.

Потребность приятия.

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши - они просто существуют. Принимать - не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка - это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться - их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием.

Если детские чувства и эмоции подавляются или опошляются, ребенок может разувериться в себе и замкнуться. Если мы откажемся прислушиваться к его переживаниям, ребенок будет тихо терзаться, а потом выплеснет наболевшее, совершив какой-то неадекватный или нехороший поступок. Кроме того, в трудной ситуации такой ребенок вряд ли спросит нашего совета.

Потребность чувствовать связь с окружающими.

Детям необходимо чувствовать себя "в команде". Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях.

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних.

Потребность в безопасности.

Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.

Искусство обхождения с детьми - это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным.

Но если ограничений слишком много, если к малышу относятся слишком строго, выдвигают непоследовательные дисциплинарные требования, сурово наказывают за малейший проступок, то ребенок может совсем запутаться и полностью выйти из-под контроля. Все это, конечно, нисколько не способствует развитию самодисциплины и уверенности в себе.

Нужно, чтобы дети находились в теплом окружении людей, которые умеют заботиться друг о друге и не устают выражать свою любовь и расположение - и в словах, и в делах.

ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

Младенец, О—1 год
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец — чистое золото в духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем найти обратный путь к себе самим. Так что на правильном пути те родители, которые являются учениками своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих «примитивных» реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм не может пышно расцвести — он будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, 1—2 года
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, поощрение, уважение.


На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово эго употребляется в самом простом его смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх и неуверенность тянут в другом. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир безопасен.
Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не исполнилось одного — двух лет, вы не были обусловлены страхом: вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время от времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира. Упасть - совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль — совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма — не что иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того, чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается «я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога или падения с лестницы.
Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Физиологическая боль устанавливает границы, которые вы не можете пересечь, не испытав глубокого беспокойства о своем состоянии. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для внутреннего духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники, 2 —5 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.


На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания — ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру. Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир — и, конечно же, все члены его семьи.
«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания — это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте. В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила — духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это большей частью иллюзия силы. Без умолку болтающий двухлетний ребенок — это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Дети старшего возраста, 8 —12 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.


Многим родителям эта стадия развития детей приносит больше всего радости, потому что именно к этому времени у детей развивается личность и независимость. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые духовные понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.
Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» — прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности будущего. Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую очередь, речь идет о самом деликатном даре — личном проникновении в сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир из вторых рук — из рук взрослых. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно. До этого закон представляется подобным правилу, которому нужно следовать или по меньшей мере уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово закон, родители могут воспользоваться словами «как это работает», или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо». Это более конкретный способ обучения, опирающийся на опыт.
Однако в возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. Почему так происходит — это духовная тайна, ведь опыт присутствовал с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат правда и любовь.

Ранние юношеские годы, 12 —15 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:самоосознание, экспериментирование, ответственность.


Детство заканчивается и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами родители только что научились приспосабливаться, избавившись от чувства неуверенности.
Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды —сладкие или горькие. Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных духовных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей. Ребенок, который движется спотыкаясь, в полном замешательстве, отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность своего воспитания.
Отрочество — время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания.
Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика. Это внутреннее Я — неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир уже не как ребенка. Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) — наблюдать, как в результате экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание.

Дипак Чопра "Семь Духовных Законов для родителей"

× закрыть

Пользовательское соглашение

Публичная оферта

Политика конфиденциальности

Политика безопасности в соответствии с законами РФ объясняет пользователю все моменты, связанные с использованием всего объема информации, предоставленного Вами во время работы с нашим сервисом. Также здесь Вы найдете ответы на возможные вопросы, а также контакты для их уточнения.

1. Какая информация нам необходима и для чего?

Сбор, использование и обработка персональных данных и личной информации на сайте сайт, проходит в точном соответствии с законодательством Российской Федерации. Вся информация будет нами использована исключительно для поддержания контактов с пользователями ресурса, а также для информирования о работе нашей программы. Прежде чем Вы предоставите нам персональные данные третьих лиц, обязательно заручитесь их согласием. Будем Вам предельно благодарны за предоставление точных данных.

2. Как мы используем Вашу персональную информацию?

Информация о Вашем адресе электронной почты и Вашем имени будет использована для подтверждения вашей идентификации на сайте, для возобновления пароля, для предоставления Вам наиболее точной и оперативной информации о работе нашей программы, а также с целью пресечения незаконного использования нашего продукта или мошенничества.

3. Кто еще получает доступ к персональной информации?

Рассылка осуществляется при помощи сервиса почтовых рассылок justclick.ru. Этот сервис обрабатывает Вашу персональную информацию (т.е. e-mail и указанное Вами имя) с целью предоставления Вам информации о работе нашего сайта. Ваша персональная информация может быть раскрыта исключительно в соответствии с требованиями законодательства РФ или в целях защиты себя и других граждан от противоправных действий третьих лиц и прочих опасностей.

4. Идентификационные файлы (cookies)

Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies – небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

5. Безопасность

Мы предпринимаем все возможные предосторожности для уничижения возможности потери, кражи или стороннего доступа к Вашим персональным данным. К сожалению, мы не можем гарантировать абсолютного уровня безопасности хранения данных. В случае если Вы заметили несанкционированное использование паролей нашего сайта, немедленно сообщите нам для скорейшего устранения этого момента.

6. Отказ от подписки

Вы можете в любой момент отказаться от получения информации с нашего сайта, нажав кнопки отписки в конце каждого письмо либо обратившись к нам.

Физиология малыша

Потребности ребенка в первые 2 месяца (стадия абсолютной зависимости)

Все жизненно важные (витальные) потребности ребенка первых месяцев жизни можно разбить на четыре комплексные составляющие. Всё, что, по большому счету, младенцу нужно от мамы, это:

  1. Часто прикладываться к материнской груди и проводить у груди столько времени, сколько требуется.
  1. Своевременно получать от мамы помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела.
  1. Большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё, приобретая гарантию безопасности, согреваясь, получая эмоциональное тепло и поддержку.
  1. Получать гарантию надежности мамы.

Удовлетворяя эти потребности, мама будет растить во всех смыслах здорового, жизнерадостного ребенка.

Обратим внимание, что по мере роста ребенка эти потребности (в случае, если они были своевременно удовлетворены) становятся для него всё менее актуальными.

К году ребенок прикладывается к груди значительно реже по сравнению с первыми месяцами; большую часть естественных нужд он справляет самостоятельно; значительную часть времени днем он уже проводит отдельно от мамы; после полугода, имея уже значительный кредит доверия к маме, малыш не нуждается в её постоянной поддержке.

Комплексная потребность в прикладывании к груди и в употреблении материнского молока

Речь идет именно о такой многосоставной потребности, а не о потребности в еде и питье, как у подросшего ребенка или взрослого.

Ребенок первых месяцев прикладывается к груди и для того чтобы поесть-попить, и для того, чтобы успокоиться, и для того, чтобы настроиться на сон, и для общения с мамой. Младенец сосет, когда ему хочется есть, когда ему страшно, одиноко, когда ему больно или холодно. Кроме того, маленький ребенок совсем не может ждать. Ему нужно, чтобы грудь появлялась сразу, как ему стало это необходимо.

Так как прикладывание к груди выполняет сразу несколько функций и происходит часто, физиология грудничка на это настроена . Его пищеварительная система работает и развивается нормально только в том случае, если он практически постоянно потребляет молоко мамы небольшими порциями.

Об этом говорят:

  1. биологические особенности человека как вида;
  2. результаты исследования состава женского молока;
  3. та скорость, с которой усваивается молоко;
  4. особенности работы желудочно-кишечного тракта младенца;
  5. условия полноценной лактации;
  6. постоянное и непрерывное поступление питательных веществ как одно из условий полноценного развития мозга.

Только прикладывание к материнской груди (а не сосание пустышки или даже молока из бутылочки) может полностью и без негативных побочных эффектов удовлетворить потребность младенца в успокоении. Молоко мамы - еще и хорошее снотворное.

Питательные вещества, витамины и минералы в полной мере и в нужных пропорциях ребенок может получить только из грудного молока. Да и само грудное молоко для ребенка первых лет жизни - это нечто большее, чем еда для взрослого человека.

У организма младенца существуют следующие потребности:

  • в иммунной защите из-за неразвитости собственной иммунной системы;
  • в определенных ферментах из-за неразвитости пищеварительной системы;
  • в определенных гормонах из-за неразвитости гормональной системы;
  • в определенных компонентах, необходимых для дозревания всех функциональных систем (иммунной, дыхательной, пищеварительной, сердечнососудистой, эндокринной);
  • в определенных компонентах, необходимых для дозревания нервной системы и мозга;
  • в определенных веществах, помогающих развиваться зрению, способствующих росту ворсинок кишечника и формированию крепких тканей и костей.

Эти потребности могут быть удовлетворены только благодаря уникальному составу материнского молока, искусственно воссоздать который невозможно хотя бы потому, что состав конкретного молока учитывает нужды конкретного ребенка. Отсутствие грудного вскармливания и употребление ребенком заменителей молока лишь позволит организму существовать, но не сможет полностью заменить то, что вложено природой в функции грудного молока.

Комплексная потребность получить помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела.

Ребенок с рождения способен контролировать отправление естественных надобностей, это не требует доказательств, так как является легко наблюдаемым фактом. Природа, создавая младенца, не рассчитывала на то, что он и его мама не смогут сохранять чистоту тела из-за неспособности ребенка сдерживать свои позывы.

Однако младенец не способен справиться с процессом отправления самостоятельно, что тоже легко можно проверить. Ребенок подает матери сигналы о том, что ему нужна в этом помощь, матери нужно лишь научиться эти сигналы распознавать. Подав сигнал, ребенок может какое-то время ждать, пока мама не поможет. Помощь ребенку в отправлении естественных надобностей получила наименование «высаживание».

Отсутствие отклика мамы на просьбу малыша зачастую приводит к его беспокойству, плачу и «проблемам с животиком». Для поддержания тела маленького ребенка в полной чистоте мама также проводит гигиенические процедуры, учитывая при этом психологическую потребность малыша в безопасности.

Потребность большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё

Находиться на руках у мамы или рядом с ней младенцу необходимо для того, чтобы:

  • чувствовать постоянную защиту, иметь гарантию безопасности в бодрствующем состоянии и во время сна;
  • иметь возможность приложиться к груди в случае активизации сосательного рефлекса либо появления чувства голода, а также для снятия психического или физического напряжения;
  • сообщить о потребности в отправлении естественных нужд и быстро получить помощь;
  • поддерживать тепло своего тела;
  • получать мамину ласку.

Для младенца первых месяцев нахождение в непосредственной близости от мамы - биологическая норма. Многочисленные научные исследования последних десятилетий приводят к следующим выводам. Практически постоянный телесный контакт ребенка с матерью до начала периода ползания - условие полноценного развития мозга, нервной системы, иммунитета, становления нормального гормонального фона и эмоционального здоровья в будущем.

В этом разделе мы остановимся подробнее на потребности в защите и безопасности.

Это потребность психологическая и при этом базовая, витальная.

Живой организм не сможет оставаться полностью здоровым (по крайней мере, психически), если потребность в ощущении безопасности будет систематически оставаться неудовлетворенной.

Если же живое существо постоянно в течение длительного времени лишать чувства безопасности (то есть создавать у него чувство нависшей угрозы), оно просто умрет, психически или даже физически.

Младенец рождается и долгое время остается абсолютно беспомощным. Природой в нем заложено ожидание, что его безопасность будет обеспечивать мать (или человек, заботящийся о нем). Соответственно, чувство безопасности в нем рождает непосредственная близость к матери, и никак иначе.

У маленького ребенка нет сознания в полном смысле этого слова, мозг его только развивается. Младенец не может осознать, что кроватка и коляска - места безопасные. Он не способен пока понять, что мама где-то рядом и защищает его от опасности издалека. Он не может усвоить, что лежа ночью в одиночестве, он находится в собственном доме, и поэтому ему бояться нечего.

Особенно это касается новорожденного, который видит только то, что находится от него не дальше 20 сантиметров.

Ожидания младенца жестко запрограммированы: нет телесного контакта с мамой - нет защиты. Младенцы, потребность которых в телесном контакте не удовлетворяется или удовлетворяется не полностью (например, младенцы, спящие отдельно от матери), могут по-разному реагировать на это.

Одни очень долго не могут смириться с отсутствием мамы, тревожатся, много плачут, с трудом отходят ко сну. Другие с первых дней жизни проявляют удивительное спокойствие, спокойно засыпают одни, спят глубоко и подолгу и, наоборот, не могут заснуть рядом с мамой. Третьи беспокоятся лишь поначалу, а затем смиряются и спят, не просыпаясь, всю ночь.

И повышенная плаксивость, и удивительное спокойствие - это распространенные реакции на стресс. Плач малыша из-за неудовлетворенной потребности крайне вреден.

Улыбка младенца (в отличие от улыбки подросшего ребенка) также далеко не всегда является свидетельством душевного благополучия.

Зачастую эти дети имеют одну или несколько из перечисленных психосоматических проблем:

  • так называемые «колики» или «проблемы с животиком» ;
  • неврологические проблемы;
  • плохой набор веса;
  • частые простудные заболевания;
  • повышенную тревожность;
  • полный или частичный отказ от груди;
  • нежелание находиться на руках у матери лицом к ней.

Обратим внимание, что пребывание в телесном контакте с мамой практически круглые сутки малышу важно лишь в первые полтора-два месяца. Позже, имея уже некоторый «кредит доверия» со стороны ребенка, мама начинает все чаще и на всё большие промежутки времени откладывать его в течение дня.

К полугоду малыш обычно большую часть времени бодрствования проводит отдельно от мамы, но, конечно, в поле её зрения.

Удовлетворение потребности грудничка находиться рядом с матерью предполагает совместный сон, использование эргономичной переноски или других приспособлений. Обратим также внимание, что в полной мере ощущение защищенности у младенца мама сможет создать только в том случае, если первые два месяца будет давать его на руки только тем людям, которых он уже знает.

Базовое доверие малыша к миру, которое затем становится почвой для формирования таких качеств личности, как уверенность в себе, самостоятельность, смелость, честность и ответственность, формируется именно в первый год жизни. А самый важный период на этом году - период до того времени, как ребенок начнет переворачиваться (4-5 месяцев)- недаром получил название «ручной период».

Потребность в постоянной поддержке и гарантии надежности мамы

Ребенок рождается полностью зависимым от мамы и ожидает от нее уверенного поведения и спокойствия в любой ситуации. Внутренние метания мамы, сомнения и тревожность плохо влияют на состояние малыша, провоцируя его беспокойство, сбои в процессах жизнедеятельности вплоть до физических заболеваний. Поддерживающее поведение проявляется в быстром удовлетворении потребности малыша, оперативной реакции на зов и плач ребенка.

Ждать ребенок не может так как в утробе нет такого опыта, нет промежутка времени между появлением потребности и её удовлетворением, поэтому, пока малыш не привыкнет к новым условиям, любое ожидание для него - стресс.

Почему ребенок в возрасте 2 месяцев так часто сосет:

  1. В утробе питательные вещества поступали к нему практически постоянно. Организм не может быть к столь разительной перемене - потреблению пищи редко и по режиму.
  2. Желудок ребенка не может растянуться частом кормлении, а ночью отдыхать не должен, потому то он фактически не участвует в переваривании молока. Молоко проходит через него транзитом, находится в нем 15-20 мин, а затем попадает в кишечник, где само себя переваривает и всасывается стенками кишечника.
  3. Биологические особенности человека как вида

Частые кормления заложены самой природой.

В дикой природе есть виды так называемых прерывистых контактов, когда матери животных вынуждены находиться длительное время далеко от своих новорожденных детенышей и виды продолжительного контакта, когда матери никуда не отлучаются первое время. Так вот, у первых молоко содержит очень высокие показатели жиров и калорий, поэтому их потомство может процветать и при редких кормлениях.

Человеческое молоко имеет низкое содержание жиров, следовательно кормить детей надо чаще. Именно тогда достигается высокое содержание жиров в грудном молоке.

Условия полноценной лактации

Частые кормления также нужны для поддержания высокого уровня гормонов молокоотделения - пролактина и окситоцина, которые начинают выделяться с момента, когда ребенок начал сосать грудь.

Во время частых кормлений продолжается вызревание молочной железы, так как увеличиваются количество рецепторов и их чувствительность к пролактину внутри груди. Когда уровень пролактина уменьшается после первых месяцев кормления, молочные железы могут продолжать выделять достаточное количество молока даже при меньшей гормональной стимуляции.

Ограничивая продолжительность и частоту кормлений, вы ограничиваете рост ребенка и способность к выделению молока!

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Специально для информационного портала Мир во мне