Сила тишины — практика молчания. Целительная сила молчания Сила слова после обета молчания

Вы когда-нибудь использовали молчание, чтобы выразить свою точку зрения? Если да, то вы могли понять, каким мощным коммуникативным инструментом это может быть. Молчание создает множество смыслов. Оно может пролить свет на суть разговора или накрыть ее завесой тьмы. Правильное использование молчания является одной из величайших способностей в разговорном искусстве.

Наше безмолвие может служить подтверждением того, что мы сильно заинтересованы в том, что говорит другой человек. Это также может показать, что мы имеем хорошее самообладание и не станем поддерживать разговор, который может иметь негативные последствия.

Чем больше люди говорят, тем меньше правды в их словах. Бенджамин Франклин по этому поводу сказал так: «Важно не только уметь сказать нужную вещь в нужный момент, но и уметь не сказать ненужного, когда очень хочется» . Молчание помогает нам понять более глубокий смысл того, о чем идет речь.

Вам когда-нибудь приходилось участвовать в разговоре, в котором вы постоянно выжидали паузу со стороны собеседника, чтобы вставить свой ответ? Вместо того чтобы самому сделать паузу и вникнуть в сказанное собеседником, мы начинаем думать о том, как будет лучше озвучить свои мысли после того, как собеседник закончит говорить.

Культура часто влияет на наше непреднамеренное желание незамедлительно вставить свое слово, когда наступает пауза в разговоре. Умение замолчать, когда это нужно, требует практики и самоконтроля. Некоторые люди используют междометия вроде «ммм» или «эээ», чтобы сохранить свое место в разговоре. Это похоже на устную закладку, которая не позволяет собеседнику вставить свое слово. К сожалению, некоторые люди выступающие, например, из-за трибуны тоже начинают «экать» и «мэкать», забывая о том, что они участвуют в одностороннем общении, когда все остальные просто слушают.

Также необходимо понять, что всегда найдутся люди, которые будут неверно истолковывать ваше молчание. Некоторые люди будут воспринимать вашу паузу, как возможность незамедлительно вступить в разговор. Будучи лидерами, мы должны быть готовы помочь другим понять, как важно может быть молчание в разговоре. Когда мы говорим, наш мозг должен быть полностью занят тем, как сделать наши слова предельно ясными и понятными. В противном случае наши слова окажутся шумовым загрязнением. Помните, что эффективные руководители тратят 70% своего времени, на выслушивание других, и лишь 30% на разговоры.

Молчание - это мощное средство. Мы можем использовать молчание, чтобы усилить свое понимание и больше узнать об окружающих нас людях. Молчание может показать, что мы хорошо заботимся о любимом человеке, внимательно выслушивая его и поглощая его мысли. Один взгляд в глаза любимому человеку может сказать его сердцу больше, чем все поэтические слова в мире. Таким образом, молчание может оказать более сильное воздействие на человека, чем слова, которые мы произносим. С другой стороны молчание может стать оружием, когда мы намерены причинить боль кому-то или показать, что мы чем-то недовольны.

Искусству молчания можно научиться. Когда мы приучаемся к шуму, мы можем принять молчание за отсутствие понимания, а не за более глубокое понимание сказанного. Например, люди, выступающие в роли комиков, привыкли к тому, что их аудитория должна смеяться примерно 8 раз в минуту. Успешные комики знают, что если их аудитория молчит, то они все равно на верном пути, потому что молчание звучит громче смеха.

Насколько громко звучит ваше молчание в разговорах с другими людьми? Позволяет ли ваше молчание понять, что вы добились, чего хотели, и если нет, то, что вы можете сделать для того, чтобы лучше понять других и быть в свою очередь лучше понятым другими?

В пословице говорится: «Слово - серебро, а молчание - золото». И эта поговорка всегда оказывается верной. Чем глубже мы вникаем в ее смысл, тем больше убеждаемся в ее правильности. Сколько раз в день мы сожалеем, что произнесли то, о чем лучше было бы промолчать! Как часто мы нарушаем гармонию окружающего без всякого дурного умысла, а просто потому, что не ценим тишину! Как часто мы позволяем выйти наружу нашей ограниченности, узости, мелочности, которые мы бы хотели утаить, но не сумели сдержаться, чтобы не выплеснуть вовне! При всем желании уважать чувства других людей, как часто мы не можем этого сделать только потому, что не в состоянии во­время промолчать! Что уж говорить об огромной опасности, которая подстерегает человека, поверяющего что-либо тому, кому он не доверяет, а такая опасность может угрожать всякому, кто не умеет держать язык за зубами. Великий истолкователь жизни персидский поэт Саади говорит: «Что проку в разуме, если он не приходит мне на помощь прежде, чем слова слетают с моих уст!» Какой бы мудростью вы ни были наделены, вы не свободны от ошибок, если не контролируете свои слова. За примером не нужно далеко ходить: обратите внимание, что у тех, кто много болтает, гораздо меньше сил и энергии, чем у тех, кто неразговорчив. Болтунам не хватит и тысячи слов, чтобы указать на идею, которую мастера молчания могут выразить одним словом. Каждый умеет говорить, но не каждое слово имеет одинаковую силу. Кроме того, слово говорит гораздо меньше, чем может выразить молчание. Ключевой нотой для гармоничной жизни является молчание.

В повседневной жизни мы сталкиваемся со множеством затруднений и не всегда оказываемся до­статочно развитыми, чтобы с ними справиться; и в таком случае может помочь только молчание. Ибо если есть на свете религия, если есть религиозная практика, то она состоит в том, чтобы прислушиваться к воле Господа, считаясь с чувствами людей. Сущность религии заключается в понимании. И невозможно жить в согласии с такой религией без контроля над словами, не осознавая силы молчания. Часто случается, что мы сожалеем о нанесенной друзьям обиде, чего можно было бы избежать, если бы мы контролировали свои слова. Молчание - укрытие для невежды и защита для мудреца. Потому что невежда не проявляет своего невежества, если молчит, а мудрец не станет метать бисер перед свиньями, если знает цену молчанию.

Что приносит власть над словами? Что дает ту силу, которая развивается благодаря молчанию? Ответ такой: сила воли приносит контроль над речью, молчание дает силу молчания. Когда человек слишком много говорит, нарушается мир и спокойствие. Чем больше слов задействовано для выражения идеи, тем они слабее. Жаль, что человек так часто занят экономией денег и никогда не задумывается над экономией слов. Похоже, ему нравится собирать булыжники и разбрасывать жемчуг. Индий­ский поэт говорит: «Раковина, прячущая жемчужину, скажи, откуда твоя прекрасная пленница? - Она рождена молчанием, ибо мои уста не раскрывались много лет».

Мгновенье и это борьба с самим собой, удерживание импульса, но затем усилие превращается в силу.

Перейдем теперь к более научному, метафизиче­скому объяснению молчания. На слова тратится определенное количество энергии; если человек все время болтает, нарушается регулярный ритм дыхания, привносящего новую жизнь в тело. Суть не в том, что нервный человек непрерывно говорит, а в том, что непрекращающаяся болтовня расшатывает его нервную систему. Откуда берется могущество йогов и факиров? Оно было получено путем изучения и практики искусства молчания. Поэтому на Востоке, в тех местах, где медитировали факиры, в доме и даже вокруг него царило молчание. Были времена, когда у различных цивилизаций существовал обычай, что, где бы ни собрались люди на празд­ничный пир, они начинали его с общего молчания. Обидно, что сегодня мы пренебрегаем этим вопросом и так мало над ним задумываемся. А ведь этот вопрос затрагивает здоровье и напрямую связан с душой, духом, жизнью. Чем больше мы об этом думаем, тем яснее видим, что постоянно вовлечены в какую-то деятельность. И куда же она нас ведет, каков ее результат? Насколько можно увидеть, она приводит к еще большей борьбе, конкуренции и разногласиям. Если задуматься о результате, то вся наша активность ведет только к большему количеству забот, тревог и напряжений в жизни. У индусов есть пословица: «Чем сильнее ты ищешь счастья, тем несчастнее становишься». Причина в том, что поиск счастья в неправильном направлении приводит к несчастью. Наш жизненный опыт вполне мог бы нас этому научить, и все же жизнь так опьяняет, так за­хватывает нас деятельностью, что мы никогда не прекращаем о ней думать.

Кажется, что мир пробуждается к духовным идеалам, но, несмотря на это, деятельность все возрастает, увеличивается не только внешняя активность, но и активность ума. На самом деле из-за недостатка молчания, сверхактивности тела и ума у человечества наступило расстройство нервной системы. Когда тело отдыхает, человек называет это сном. Однако его ум продолжает воспроизводить все ту же запись, что и весь день. В сегодняшнем мире конкуренции люди суетятся больше, чем когда бы то ни было. Естественно, что им необходимо больше отдыха, спо­койствия и мира, чем тем, кто живет в деревне и распоряжается своим временем так, как хочет. Чего мож­но ожидать, если активность деятельности увеличивается, а искусство молчания потеряно?

Где мы учимся размышлению? В молчании. Где мы практикуем терпение? В молчании. Молчание, используемое в медитации, занимает особое место; первый урок состоит в том, что молчание означает наблюдение за каждым словом и действием. Если человек умеет медитировать, значит, он научился использовать молчание естественным образом в повседневной жизни. И тот, кто умеет молчать в обычной жизни, уже научился медитировать. Но даже если вы выкраиваете полчаса для медитации каждый день, все равно активная деятельность по двенадцать или пятнадцать часов в сутки съедает всю силу, полу­ченную от получасовой медитации. Поэтому работа и медитация должны быть вместе. Тому, кто хочет изучить искусство молчания, следует удерживать в уме намерение молчания, как бы он ни был занят делами. Если вы не учитываете этого, то не пожнете плодов медитации. Это похоже на ситуацию с прихожанином, посещающим раз в неделю церковь и не утруждающим себя мыслью о ней в течение недели.

Один из персидских шахов был очень религиозным человеком и на вопрос главного визиря: «Вы проводите всю ночь в медитации, а весь день на людях и в делах. Как это возможно?», - шах ответил: «Ночью я неотступно следую за Господом, днем Господь следует за мной». Так же с молчанием: оно следует за тем, кто его ищет. Так происходит со всем, чего мы желаем; если желание достаточно сильное, то желаемые вещи со временем следуют за нами сами собой.

Некоторые люди не поколеблются причинить ко­му-либо боль, если думают, что говорят правду. Они так уверены в справедливости своих слов, что их не волнует, как будет реагировать человек, - плакать или смеяться. Но между фактом и истиной есть большая разница. Факт может быть выражен словами; истина не может быть заключена в словах. Утверждение: «Я говорю истину» не производит ожидаемого впечатления, когда вы осознаете разницу между фактом и истиной. Люди обсуждают догмы, верования, моральные принципы, какими они их себе представляют. Но наступает момент в жизни человека, когда он соприкасается с истиной и не может найти слов, чтобы выразить ее; и тогда приходит конец всем диспутам, обсуждениям и спорам. Именно тогда человек говорит: «Нет ничего ужасного в том, что вы или я допустили ошибку. Что действительно важно и волнует меня сейчас, так это то, как ее исправить». Приходит время, когда исчезает непрерывная череда вопросов, возникающая в активном уме: что есть что? - поскольку ответ поднимается из глубины души и отчетливо слышен в молчании.

Привычная позиция человека - прислушиваться ко всему, что приходит извне; и не только уши открыты внешнему миру, но и сердце оказывается присоединено к ушам. Сердце должно отвернуться от всего, что приходит из внешнего мира, и терпеливо ждать, пока оно не будет в состоянии услышать голос изнутри. Есть громкие и неслышные голоса, исходящие от живущих и не живущих сейчас людей, от всей жизни. То, что можно поместить в слова, немногое может выразить. Можете ли вы рассказать о благодарности, о преданности, о восхищении? Нет, вам всегда будет не хватать слов. У любого глубокого чувства есть собственный голос, и его не выразить внешними словами. Голос исходит от каждой души; душу может услышать только сердце. А как подготовить сердце? Ответ один - молчанием.

Не следует удивляться, что некоторые люди устремлялись в горы или леса и предпочитали пустыню комфорту мирской жизни. Они пытались найти нечто очень ценное, и, пожертвовав жизнью в миру, они получили определенный опыт. Однако нет необходимости по их примеру уходить в леса или прятаться в горных пещерах. Искусству молчания вы можете научиться где угодно, даже находясь в самой гуще событий можно удерживать нить молчания.

Молчание - это то, что мы сознательно или бессознательно ищем в каждый момент нашей жизни. Мы пытаемся отыскать тишину и в то же самое время убегаем от нее. Где можно услышать слово Божье? В безмолвии. Видящие, святые, мудрецы, пророки, мастера - все они услышали этот голос, исходящий изнутри, когда сохраняли молчание. Я не хочу сказать, что если человек замолчит, то голос с ним тут же заговорит, нет, но если вы поддерживаете молчание, вы услышите слова, которые постоянно исходят изнутри. Когда ум успокоен, человек получает возможность общаться со всеми, кого он встречает. Ему не нужны слова, чтобы понять кого-либо, - достаточно просто встретиться взглядом. Вас могут не понять, сколько бы вы ни рассказывали о себе и своей жизни; но возможен мгновенный контакт и понимание, если вы встретили человека со спокойным умом и сами обладаете этим качеством ума. Откуда возникают различия между людьми? Изнутри и из их активности. А каким образом люди приходят к согласию? С помощью успокоения ума. Шум приглушает голос, который доносится изда­лека; рябь на поверхности воды не позволяет нам увидеть отраженный образ. Когда вода спокойна, отражение ясное; когда атмосфера, созданная нами, ров­ная, мы слышим тот голос, который постоянно звучит в сердце каждого человека. Мы пытаемся найти правильное руководство, все мы ищем истину, тайну. Тайна заключена в нас самих, а путеводитель - в наших душах.

Довольно часто встречаются люди, чье присутствие делает нас беспокойными, нервными. Это отраже­ние их собственного состояния. Трудно оставаться тихим и спокойным в присутствии возбужденного человека. Христианский завет «непротивления злу» означает: «Не поддавайся взволнованному состоянию беспокойного человека». Это все равно что подойти близко к огню, который может вас сжечь.

Для того чтобы развить в себе силу противо­стоять всем мешающим влияниям в повседневной жизни, необходимо успокаивать себя, используя концентрацию. Ум подобен лодке, качающейся на волнах и устремляющейся по ветру. Волны - это наши эмоции и страсти, мысли и воображаемые образы, ветер - те внешние воздействия, с которыми мы имеем дело. Если вы желаете остановить лодку, вам потребуется якорь, чтобы лодка не сдвинулась с места. Теперь обратим внимание на якорь: если он достаточно тяжелый, то лодка остановится, если же он легок, то лодка будет продолжать плыть, поскольку она наполовину в воде, а наполовину в воздухе.

Однако таким способом мы только контролируем движение лодки, использовать же лодку - это нечто другое. Лодку построили не за тем, чтобы она стояла, а с определенной целью. Непохоже, что все мы ясно это понимаем, однако лодка предназначена для того, чтобы следовать от одного порта к другому. Для успешного плавания должны быть соблюдены некоторые условия, например лодку нельзя перегружать. Поэтому наши сердца не должны быть тяжело нагружены вещами, к которым мы привязаны, иначе лодка не сможет плыть. Не стоит также привязывать лодку к одному порту, поскольку ее будет тянуть назад и она никогда не достигнет порта назначения.

Более того, лодка должна чувствовать попутный ветер, несущий ее к цели, - и это то чувство, которое душа получает от духовной стороны жизни. Это ощущение, этот ветер помогает держать курс к тому порту, к которому все мы направляемся. Как только ум полностью сконцентрировался, он превращается для лодки в компас, всегда указывающий на одно и то же направление. Человек, интересы которого меняются тысячу раз в день, не готов совершить путешествие на такой лодке. Только тот, чей ум удерживает одно направление, а все остальные считает второстепенными, может пройти весь путь от одного порта до другого. Именно это путешествие называется мистицизмом.

Тренинг по книге Элизабет Гилберт. 40 упражнений для обретения счастья Абер Мария

Сила молчания

Сила молчания

<…> По собственному признанию Гилберт, начав поиски Бога, она «опрокинула привычный земной порядок». Одновременно с медитациями, ранними подъемами, физическим и духовным трудом, осознанное молчание и осознанное одиночество стали новшествами, которые до той поры не уживались ни с образом жизни, ни с образом мыслей Элизабет Гилберт.

Например, чтобы просто помолчать – день-другой или даже неделю, нужно, как оказалось, пройти немало дорог и вынести кое-какие испытания. Во всяком случае, Элизабет Гилберт дозрела до обета молчания как до кульминации своего пребывания в ашраме.

Это было сложно – ее так и тянуло с кем-нибудь поболтать. Даже в ашраме Элизабет сумела создать такой круг общения, что каждый день ей поступало несколько приглашений на обед. Светская львица ашрама – тот еще «титул»! Особенно для Гилберт, которая мечтала стать тихой серьезной женщиной и обратиться к духовности. В какой-то момент Элизабет поняла, что коммуникабельность, которую она всегда считала достоинством, просто-таки тормозит ее духовное развитие. И от чего-то придется отказаться: либо от поисков духовности, практики уединения и соприкосновения с высшим смыслом, либо – от болтливости. Она предпочла развитие и, фигурально выражаясь, залепила рот скотчем.

Не то чтобы в ашраме Гилберт умолкла совсем, нет. Но для нее, болтушки, достаточно было уже того, чтобы она перестала болтать по пустякам, предпочитая трепу размышления и не слышные миру молитвы. Прямо как в пословице, молчание стало для Гилберт золотом. А уж коли Элизабет участвовала в беседе, то думала над каждым произнесенным словом. Думать, что говоришь, – это, в самом деле, симпатичный «побочный эффект» поисков Бога.

Если серьезно, то именно через попытку молчания Элизабет Гилберт пришла к прощению и освобождению.

Вкратце о том, как это было.

Элизабет Гилберт узнала, что Бог – это и есть ты . Такой, какой есть. Не раз и не два, даже на протяжении книги, Гилберт пыталась «переделаться» – стать другой, улучшенной собой. Более молчаливой, к примеру, или вдумчивой, или не нуждающейся в земных радостях, или независимой… И ничего не получалось! В ашраме мудрые люди рассказали Элизабет, что не стоит отрекаться от самой себя или пытаться проводить хирургические операции над своей индивидуальностью. Чтобы познать Бога, нужно отречься лишь от одного – ощущения собственной разделенности с Богом.

Получив своего рода разрешение на единство с небесами и на то, чтобы быть самой собой, Гилберт стало гораздо легче – и молчать, и говорить.

Тишина внутри себя не пугает – тишина успокаивает и зачаровывает . Собственно, все эти слова нам нужны для того, чтобы заглушить такую пугающую тишину. Неизвестно же, кто и что живет в этой тишине!

А вот Элизабет Гилберт удалось познакомиться с тихой частью себя и обнаружить: на свете есть место, где ты становишься крохотной крупинкой Вселенной и одновременно всей Вселенной. Научившись слушать и хранить тишину (в которой нет ровным счетом ничего и никого страшного!), ты чувствуешь истинную благодать, чувство единства со всеми живыми на планете и присутствие божественного в своей жизни.

Оказалось, что погоня за счастьем, в которой Гилберт провела не один год, не имела ровным счетом никакого смысла. Счастье было под боком.

Элизабет перестала оправдывать свое присутствие на планете Земля . До того: до путешествия, до Индии, до ашрама, до попытки осознанного молчания и одиночества – Гилберт то чаще, то реже пыталась кому-то (кому?!) и зачем-то (зачем?!) доказать, что она достаточно хороша , чтобы в принципе жить. Поскольку ни адресат, ни цель этого не были известны, Элизабет Гилберт испытывала жгучую неуверенность в том, что доказательства приняты, она «одобрена» и теперь может жить спокойней.

Ашрам дал ей умение, которым иные люди пытаются овладеть годами, а порой и всю жизнь, – умение проводить время в одиночестве и получать от этого удовольствие. С облегчением и безмятежностью Гилберт признавалась, что, пожалуй, впервые в жизни ее не напрягает сам факт собственного существования на планете, ей комфортно в своей шкуре и не скучно в обществе только самой себя.

В благословенной тишине и сладостном молчании Элизабет Гилберт ощутила всей душой: Бог – это счастье . Открытие пришло под конец пребывания в Индии, нежданно-негаданно, теплой бессонной ночью, когда Гилберт, трепеща от скорого отъезда и предвкушая новые дороги, вышла на прогулку. Она шлепала по влажной траве, обнимала деревья, вдыхала запахи, впитывала звуки, а когда посмотрела по сторонам – вдруг поняла: Бог во всем, и Бог есть счастье. Впервые в жизни испытав глубокое, пронизывающее счастье, возносящее до небес и невероятно заземляющее одновременно, Гилберт поняла, что именно об этом, о счастье, она молилась всегда, даже когда не знала верных слов молитвы.

В Индии, да еще в индийском ашраме, все ощущается действительно особенно остро: любовь, тишина, присутствие Бога, сила молчания… Для тех, кому в Индию пока не по пути, мы предлагаем несколько упражнений, которые помогут здесь и сейчас научиться выносить молчание, тишину и одиночество.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Разбуди в себе исполина автора Роббинс Энтони

4. Системы убеждений: сила созидания и сила разрушения Под тем, что мы думаем, лежит то, во что мы верим, - это и есть верхний покров нашего душевного состояния. Антонио Мачадо Он был равнодушным и жестоким убийцей, алкоголиком и наркоманом, неоднократно доходившим до

Из книги Застенчивость и как с ней бороться автора Вемъ Александр

Минута молчания Вдруг наверху станет тихо, и ты поймешь, что они тоже ушли в себя. Но они не ушли. Наоборот, пришли – чтобы почтить твою память минутой молчания… Михаил Мишин Представим печальную сцену. Попрощаться с неким N, оставившим этот мир, пришло несколько человек.

Из книги Разноцветные “белые вороны” автора Медведева Ирина Яковлевна

ЗАГОВОР МОЛЧАНИЯ Начать хочется со старого–престарого анекдота. В одной английской семье рос мальчик. Ему давно пора было заговорить, а он молчал. В конце концов семья с этим смирилась и считала его немым. И вдруг однажды во время обеда произошло чудо - немой заговорил.

Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри Уилльям

Используйте силу молчания Эффективность вопроса, ориентированного на достижение соглашения, лишь наполовину определяется самим вопросом. Другая половина обусловлена исполненным смысла молчанием, пока противная сторона осмысливает ваш вопрос и формулирует ответ.

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

Практика молчания Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать. Аристотель Современный мир уже почти требует общения – делового, дружеского или бытового. Средства массовых коммуникаций и стиль жизни, навязываемый ими, давно захватили мир и

Из книги Стать успешным никогда не поздно автора Батлер-Боудон Том

Примеры «10 лет молчания» и блуждания во тьме Джона Хантера, одного из самых выдающихся ученых и хирургов своего времени, можно отнести, по мнению Смайлса, к числу неординарных личностей, поскольку он «долгое время работал как будто в подземелье, копая и подготавливая

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Сила истока, сила первичного «я» Почему трансцендентность превосходит по силе причинно-следственную связь? В структурной игре сил трансценденция – сила высшего порядка и имеет приоритет перед силами низшего уровня. Ничто не может сравниться по силе с силой истока

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Сила Кундалини – Сила Любви Эта Сила соединяет мужское и женское начала: внешнее и внутреннее, левое и правое, верх и низ. Она имеет самое прямое отношение к разуму.Кундалини – корни кун-дал. Окончание – ини указывает на женский род (ср. монахиня).В Сибири женский половой

Из книги Используй силу подсознания и сознания для решения любых задач! автора Нарбут Алекс

Техника аффирмаций: сила слова плюс сила воображения Еще один способ, при помощи которого можно давать действенные команды своему подсознанию – это техника аффирмаций. Аффирмации – это короткие, емкие фразы, в которых сконцентрирована сама суть вашего желания, того, что

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Недооценка последствий молчания Продолжая терпеть сложившееся положение вещей, мы стараемся убедить себя в том, что такое поведение – самое безопасное. Почему? Во-первых, мы учитываем только сиюминутное событие, а не его долговременный эффект. Лекции профессора скучны,

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Техника № 8. Голос молчания Осознайте тишину, позволяющую существовать звукам Пока я не научился контекстному осознанию, я думал, что есть два состояния: либо шум, либо тишина, однако в реальности любому звуку требуется тишина. Непонятно? Да, мне тоже это показалось

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Обет молчания – Доктор, когда я ЭТО, у меня ЭТО не совсем ТО. Так принято, что разговоры о сексе в нашем обществе табуированы. Говорить о сексе настолько неприлично, что для большинства людей заниматься сексом еще допустимо, а вот говорить о нем вообще нельзя.В то же время

Из книги Руководство по выращиванию капитала автора Штерн Валентин

Техника аффирмаций: сила слова плюс сила воображения Еще один способ, при помощи которого можно давать действенные команды своему подсознанию – это техника аффирмаций.Аффирмации – это короткие, емкие фразы, в которых сконцентрирована сама суть вашего желания, того, что

Из книги Искусство жить [Реальные истории расставания с прошлым и счастливых перемен] автора Гросс Стивен

О смысле молчания Энтони М. посещал мои сеансы уже три месяца, и наконец, после долгих уговоров и споров, сходил сдать анализы на ВИЧ. Через несколько дней он сидел у меня на кушетке и плакал, закрыв лицо руками. Ему было двадцать девять, и он только что узнал, что анализ

Из книги Он призвал меня автора Мюллер Йорг

ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ МОЛЧАНИЯ Март 1990 года я провел в тишине баварского леса в Хофштетте, где у паллотгинцев дом обучения и отдыха. Мы – девять послушников – должны были, под иезуитским руководством, пройти здесь упражнения по примеру Святого Игнатия в молчании. Каждый – для

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Обратная сторона мира движения - спокойствие. Бег слов остановлен, на смену ему пришло молчание. Тишина заполнила моё сознание, и я открыл двери простору безмолвия, чтобы оказаться в потоке вечного разума

Все думают о разном, а молчат об одном

Будда Гаутама

К огда идея этой статьи только зарождалась, автор подумал: какой парадокс - рассказывать о молчании в письме; используя звукопись слов, определить и высказать то, что невыразимо и чья суть, форма и содержание есть одно и то же - тишина. Вы понимаете, о чём я?

Писать о тишине - о таком понятии, которое может быть лучше всего раскрыто через переживание самой тишины, - удивительный опыт. Для чего пытаться выразить сущность молчания словами, если можно обратиться к искусству, послушать тишину пьесы 4"33"" Джона Кейджа, где в течение четырех минут и 33 секунд слушатель созерцает тишину и сидящего перед роялем пианиста. Что это как не один из самых удачных манифестов молчания - беззвучная ода тишине. Философское произведение композитора-авангардиста потрясло мир музыки и звуков отсутствием образной и эстетико-звуковой нагрузки, зато в нём заключено намного больше - тайна бытия. Кейдж поистине остановил мгновенье, при этом не произнося ни слова, не прикоснувшись к клавишам. Чистота бытия, осознание того, что «прекраснее музыки только тишина», которую он передал самым непосредственным образом, без упаковки, без мишуры, для того, чтобы показать, что тишина - это и есть мы и мир вокруг нас.

В молчании скрыта Пустота

Мне не хочется проводить параллель с Ничто или Пустотой учения адвайты, концепции которого связаны корнями с учением веданты, и посредством него проходит нить к буддизму, где мир также понимают как великую иллюзию, майю, и жизнь организована по принципу движения внутри колеса сансары, в циклах множества рождений и смертей.

Хотим мы этого или нет, но мы должны признать, что тишина - это и есть Ничто, в котором заключено всё. Великий Рамана Махарши когда-то, в один из редчайших моментов, прервав музыку тишины, так выразил суть молчания:

Молчание – это постоянная речь, неиссякаемый поток “сообщения”, который прерывается словесной речью, ибо слова блокируют этот безмолвный язык. Например, электричество течет по проводам и, встречая сопротивление, либо светится как лампочка, либо вращается как вентилятор. В самом же проводе оно остается только электрической энергией. Подобным образом и Молчание – беспрерывной поток “речи”, блокируемый словами. То, что человек безуспешно узнает посредством разговоров, длящихся годами, он может мгновенно познать в Молчании или перед лицом Молчания. Молчание – высочайший и наиболее действенный язык

Не разговор, а шум

Совсем не знак бездушия – молчаливость,
Гремит лишь то, что пусто изнутри

Уильям Шекспир

Действительно, разговаривая между собой или даже внутри сами с собой, ведя внутренний диалог, мы врываемся в мир божественного молчания, разрушаем его, даже не ведая, что происходит, потому что мы не задумывались над тем, что такое тишина. Она для нас нечто вроде помехи или того, что мы старательно стремимся избегать, окружая себя обществом друзей, единомышленников, коллег.

Они лишь генерируют шум. Им кажется, что они изрекают нечто стоящее; на самом деле это лишь обыденные фразы, обрывки чьих-то мыслей, даже не своих, потому что имеем ли мы вообще свои мысли, если кругом людям насаждают чужие мнения, презентуя их как ценность и мало задумываясь об их истинности. Важно иметь мнение: это символ, который стал тождественным проявлению индивидуальности.

Мы забыли тишину, а вместе с ней и суть бытия. Суть бытия покоится в тишине, она не поддаётся описанию, потому что, где есть суть, слова не нужны. Истина открывается в тишине, она и есть божественное безмолвие.

Молчание - знак согласия

Тишина - это язык Бога. Все остальное - плохой перевод

Руми

В современном мире нет места божественной тишине, как ни ищи. Не стоит даже перечислять те примеры, которыми наполнена наша жизнь. Стоит вести речь не столько о примерах, сколько о том, что мы живём под звуковым обстрелом из слов и мелодий. От него нет спасения, вы и сами это знаете.

Однако древняя практика, известная ещё со времен Будды Шакьямуни - випассана, - направлена именно на то, чтобы человек соединился со своей внутренней сутью, обрёл себя, прекратив внутренние прения с собой, покончив с внутренним конфликтом личности путём практики осознанного внимания и медитации.

Идея практиковать молчание для современного человека представляется довольно дикой. Ведь система учит нас постоянно быть онлайн, общаться и ценить общение. Человек, выпавший из системы, в лучшем случае воспринимается как оригинал, а в худшем вызывает недовольство у знакомых и близких людей. Однако практика молчания была и остаётся эффективным методом духовного развития, а также излечения психических и физических заболеваний.

В индуизме практика молчания получила название мауна. Естественно, как и все духовные практики, она не ограничивается простыми внешними действиями. Мауна служит для продвижения к внутреннему молчанию, достигших которого в древности называли муни и почитали как святых. Однако в наше время довольно трудно дать обет молчания и при этом оставаться полноценной частью социума. Ведь мауна – это не просто прекращение устных коммуникаций с кем-либо. Во время практики молчания вам необходимо также прекратить чтение книг, просмотр телевизора, работу с ПК и мобильными устройствами. Иными словами, оградить ум от того потока информации, который обрушивается на него во время бодрствования.

Зачем практиковать молчание?

— Мауна – лучшее средство от психологического разлада. Особенно если вы, в дополнение к ней, владеете психологическими техниками, позволяющими прорабатывать навязчивые образы, которые всплывают во время молчания. Однако даже простое и беспристрастное созерцание навязчивых мыслей уже является проработкой.

— Экономия энергии. Не все наши разговоры так уж необходимы, большинство диалогов – это общение ради общения, то есть бессмысленная трата энергии. Во время практики мауна – мы избегаем этих затрат.

— Во время молчания мы центрируемся, что позволяет прийти «изнутри» многим ответам на важные жизненные вопросы.

— Мауна учит слушать мир и слышать его, а также позволяет взглянуть на многие, окружающие нас вещи по-другому.

— Как это ни странно, но молчание хорошо помогает при физических заболеваниях, таких как головная боль, гипертония и вегетососудистая дистония. Заметьте, что больной человек часто молчит, не желая тратить энергию на разговоры.

Как практиковать молчание в современном обществе?

— Попробуйте отстроить свою жизнь так, чтобы в ней нашлось место мауне. К примеру, приучите своих друзей и знакомых, что пару часов в день вы не будете отвечать на звонки или выходить в сеть. Поверьте, это того стоит. Даже час практики молчания в день поможет вам ослабить хватку ума, сделать его менее деспотичным и более гибким.

— Практиковать мауну можно, выехав на дачу или отправившись на прогулку по пригородной зоне.

— Отличным способом начать практиковать молчание может стать поход в горы. Там, во время дневных переходов не позволяйте втягивать себя в диалоги, а просто идите молча, любуясь пейзажами. Физические нагрузки упростят практику мауна, сделав её чуть более лёгкой в исполнении.

— Можно отправиться на семинар. Среди них есть и такие, где специально практикуют мауну, наравне с випассаной и другими древними практиками. Однако новичку на таких семинарах придётся туго, поэтому вы можете отправиться на семинар в Ялте, организованный Клубом «Неизведанный Мир», где молчание всего лишь одна из практик.

Многие люди, прочитав о практике молчания, скажут, что мауна не для них. Да, действительно, многих из нас социум «обработал» настолько сильно, что без общения и новых впечатлений мы начинаем грустить, а то и впадать в депрессию. Но что за прок в практике, которая даётся легко? Именно тем людям, которые не могут и пятнадцати минут высидеть без общения или музыки, мауна нужнее всего, ведь это их шанс «соскочить с информационной иглы». Да, будет трудно, но для проработки всплывающих образов можно использовать различные техники, вроде Симорона или Турбо-суслика (по желанию), а то и просто наблюдать навязчивые мысли, оставаясь внутренним свидетелем.